+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Условия упрощенного производства по кас

Содержание

Каков порядок упрощенного производства по ГПК?

Условия упрощенного производства по кас

Общие положения об упрощенном производстве в гражданском процессе в РФ

Упрощенное производство в гражданском процессе в 2018 – 2019 году

Особенности рассмотрения дел в упрощенном производстве

Решение по делу, рассмотренному упрощенно

Общие положения об упрощенном производстве в гражданском процессе в РФ 

В соответствии с п. 5.1 ч. 1 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) при первичном изучении дела судья определяет, имеются ли основания для перехода к рассмотрению дела в упрощенном порядке.

В ГПК упрощенному производству посвящена гл. 21.1. Согласно ГПК РФ упрощенное производство регулируется:

  • общими нормами об исковом производстве;
  • специальными нормами гл. 21.1 ГПК РФ;
  • разделом 5 ГПК РФ, если дело, слушаемое в упрощенном порядке, касается иностранцев. 

В соответствии со ст. 232.2 ГПК РФ в упрощенном порядке слушаются дела:

  • по денежным требованиям на сумму до 100 000 руб.;
  • искам о праве собственности на имущество стоимостью до 100 000 руб.;
  • искам, где требования контрагентом признаются, но не исполняются. 

При этом необходимо учитывать следующее:

  • указанные выше дела рассматриваются упрощенно, если для них не установлено рассмотрение в порядке приказного производства;
  • суд может перейти к рассмотрению дела в порядке общего производства, например, если дело затрагивает третьих лиц или это требуется для изучения доказательств или проведения экспертиз по делу;
  • дела особого производства, с участием детей, споры, связанные с гостайной или вытекающие из административных правоотношений, не могут быть рассмотрены упрощенно;
  • если ряд требований относится к материальным требованиям, которые могут рассматриваться упрощенно, а остальные требования нематериальны, то все дело рассматривается упрощенно. 

Упрощенное производство в гражданском процессе в 2018 – 2019 году 

Упрощенное производство в гражданском процессе – 2018 – 2019 могло быть изменено в случае принятия положений законопроекта об изменении процессуальных кодексов, разработанного ВС РФ (законопроект № 383208-7).

Указанным проектом предлагались, в частности, следующие изменения:

  • увеличение со 100 000 до 500 000 руб. цены иска по денежным требованиям для дел, рассматриваемых упрощенно;
  • возможность упрощенного рассмотрения споров об алиментах;
  • невозможность упрощенного рассмотрения корпоративных споров, споров о причинении вреда жизни или здоровью и дел о взыскании из госбюджета. 

Проект стал законом «О внесении изменений…» от 28.11.2018 № 451-ФЗ, однако указанные выше положения не были приняты. Таким образом, после вступления данного закона в силу (после формирования судов кассационной и апелляционной инстанции) упрощенное производство не претерпит значимых изменений.

Особенности рассмотрения дел в упрощенном производстве 

По ГПК упрощенный порядок рассмотрения дел имеет ряд особенностей (ст. 232.3 ГПК РФ). Так, для подачи заявления применяются общие правила подсудности, вместе с тем сам процесс не протоколируется, институт отложения заседаний не применяется, предварительное заседание также не проводится.

Последовательность действий такая:

  • судьей назначается срок не менее 15 дней для представления возражений и доказательств;
  • судьей назначается срок не менее 30 дней для представления иных документов;
  • по истечении указанных сроков могут быть приняты дополнительные документы и доказательства, но только если обоснована уважительность несвоевременности их представления в суд;
  • по истечении сроков выносится решение, после чего дополнительные доказательства и документы не принимаются.

Решение по делу, рассмотренному упрощенно 

В соответствии со ст. 232.4 ГПК РФ решение по рассмотренному упрощенно делу может быть принято в одной из 2 форм:

  • в форме резолютивной его части;
  • окончательной форме с мотивировочной частью. 

По общему правилу упрощенное разрешение спора завершается вынесением резолютивной части решения, которая рассылается сторонам и размещается в интернете. Вместе с тем мотивировочная часть также может быть изготовлена:

  • если данный судебный акт обжалуется;
  • если стороны запросили изготовление мотивировки. 

При этом установлены следующие сроки:

  • 5 дней с момента подписания резолютивной части судебного акта для подачи заявления на изготовление мотивировки;
  • 5 дней с момента поступления заявления на изготовление мотивировки или подачу жалобы;
  • 15 дней для вступления решения в силу, если оспаривание не имеет места;
  • 15 дней для оспаривания, при этом если была запрошена мотивировка, то 15 дней исчисляются с момента изготовления окончательного текста решения;
  • вступление в силу в момент вынесения апелляционного определения, если решение обжалуется. 

О других особенностях разрешения гражданских споров, в частности об их досудебном урегулировании, читайте в нашей статье по ссылке: «Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе». 

*** 

Итак, в настоящей статье был рассмотрен порядок упрощенного производства по ГПК РФ. Данный порядок применяется по ограниченной категории дел и заключается в упрощении процедуры слушания дела за счет отсутствия протоколирования, проведения предварительных заседаний, невозможности отложения рассмотрения дела.

Особенностью процесса является то, что судом устанавливаются сроки для представления доказательств, возражений и иных документов, по истечении которых выносится решение на основании представленных доказательств, а сторонам сообщается резолютивная часть решения. Мотивировка может быть изготовлена по запросу участников процесса или при оспаривании решения.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Источник: https://rusjurist.ru/grazhdanskie_dela/kakov_poryadok_uproshchennogo_proizvodstva_po_gpk/

Особенности упрощенного производства по административным делам

Условия упрощенного производства по кас

Статьи 291-294 нового Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривают рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

О том, какие дела могут быть рассмотрены в упрощенном порядке, что заключает в себе этот процесс, а также как можно обжаловать такие решения суда, мы расскажем в данной статье.

Особенности судопроизводства по административным делам в упрощенном порядке заключаются в проведении процесса без судебного заседания в устной форме, при этом судьей оцениваются только письменные и вещественные доказательства, представленные по делу административным истцом и ответчиком.

Так, в рамках упрощенного процесса исследуется исковое заявление истца, поступившее в суд, отзывы на него ответчика, их исключительно письменные возражения и объяснения. Если в деле необходимо участие прокурора, то его заключение приобщается к делу и исследуется наравне с другими доказательствами. 

Важно! Упрощенное производство позволяет рассматривать отдельные категории дел за короткое время, тем самым устранять нарушение прав истца в сжатые сроки.

Основания для проведения упрощенного производства по делу

Сразу следует отметить, что КАС РФ не предусматривает наличия конкретного перечня дел, по которым может быть использован упрощенный порядок производства, следовательно, его применение возможно к любому делу при наличии одного из следующих условий: 

  1. Все участники процесса предоставили в суд ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Данное условие используется только тогда, когда участие лиц по делу не является обязательным, как, например, по делам об оспаривании решения органа власти, когда суд вправе признать обязательной явку представителя органа власти.
  2. Административный истец предоставил в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в упрощенном порядке, при этом ответчик не возражает.
  3. Цена иска по обязательным платежам и санкциям в общем размере составляет не более 20 000 рублей.
  4. Другие условия, предусмотренные нормами Кодекса административного судопроизводства РФ.

Порядок и особенности упрощенного производства

После подачи административного иска, истец должен получить определение суда о принятии заявления к производству, подготовке дела и назначении судебного разбирательства по делу.

В данном определении при наличии оснований судья указывает на возможность рассмотрения дела в упрощенном порядке и устанавливает срок в 10 дней для подачи возражения.

В случае, если в указанный срок от административного ответчика не поступило возражений, суд выносит определение о рассмотрении дела в упрощенном порядке, в этом случае иск подлежит рассмотрению еще в течении 10 дней с момента вынесения такого определения.

Однако, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает следующее правило: ответчик все-таки вправе направить возражение на применение упрощенного порядка по делу и за пределами установленного законодателем срока, но если решение по данному делу еще не вынесено. В таком случае судом выносится определение о рассмотрении дела в общем порядке – в судебном заседании с извещением всех лиц, участвующих в деле.

Решение суда по административному делу, принятом в порядке упрощенного судопроизводства

Решение суда по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, должно соответствовать всем требованиям, предъявленным к данном акту. Оно не оглашается устно лицам, участвующим в деле, а направляется им не позднее следующего дня после его вынесения.

Как и решение, принятое в обычном порядке, судебный акт, вынесенный по результатам упрощенного производства, должен содержать – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную часть.

В случае удовлетворения требований истца в решении суда обязательно должны быть изложены конкретные действия ответчика, которые он должен предпринять, например, отменить нормативно-правовой акт или решение и другое. Также в решении могут содержаться конкретные указания на порядок и предельный срок исполнения этих указаний.

Судебное решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, вступает в силу в более короткие сроки – через 15 дней, следовательно, и срок апелляционного обжалования сокращен – он также составляет 15 дней с момента получения решения истцом, ответчиком или иным лицом, заинтересованным в деле.

Обжалование решений по административным делам, рассмотренным в упрощенном порядке, проходит по общим правилам.

В случае возникновения у сторон дела вопросов, связанных с исполнением вынесенного решения, внесения в него исправлений (арифметических ошибок или описок), по разрешению одного из требований истца (о возмещение судебных расходов и т.д.) в суд необходимо подать соответствующее заявление либо требование о вынесении дополнительного решения по поставленному вопросу. Отметим, что вопросы по поводу законности вынесенного решения могут решаться только в порядке обжалования.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-uproshhennogo-proizvodstva-po-administrativnyim-delam/

Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

Условия упрощенного производства по кас

Обращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество.

Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство.

Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть “растянут” на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет. 

 Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Случаи применения упрощенного производства

В статье 291 КАС РФ закреплено, что упрощенная процедура может быть применена в определенных случаях. Если проанализировать положения статьи 291 КАС РФ, то можно сказать, что использование данной процедуры зависит от усмотрения судьи.

Итак, согласно статье 291 КАС РФ купрощенной процедуре можно обращаться в следующих случаях:

  • когда все лица, участвующие в деле, заявят ходатайство о том, что они не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, при этом, согласно КАС РФ, их присутствие не является обязательным;
  • когда административный истец заявит ходатайство (также можно сразу указать в административном исковом заявлении) о рассмотрении дела в данном порядке, при этом ответчик по делу не будет возражать;
  • когда общая сумма задолженности по санкциям или административным платежам, указанная в административном иске, не превышает двадцати тысяч;
  • а также в иных случаях.

Указанные выше случае, согласно толкованию данной нормы, применяются самостоятельно, независимо друг от друга.

Особенности упрощенного производства

Если сравнивать общий порядок рассмотрения и упрощенную процедуру, то можно выделить ряд отличий:

1. В упрощенной процедуре нет устного разбирательства (т.е. суд исследует только письменные доказательства, в том числе отзыв, какие-либо объяснения или возражения).

2. При рассмотрении административного дела в упрощенном порядке суд, если это требуется, выясняет мнение ответчика по вопросу применения такой процедуры.

Суд в определение о подготовке дела к рассмотрению указывает, что может быть применена процедура упрощенного производства и устанавливает десятидневный срок на представление возражений со стороны ответчика по вопросу применения такой процедуры (если ответчик будет против применения упрощенной процедуры, то суд будет рассматривать спор в общем порядке).

3. Дела в упрощенном производстве рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий дести дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (дело может рассматриваться и коллегией судей, если это закреплено в КАС РФ).

Принятие, обжалование и вступление в силу решения

Решение суда по административному делу, рассмотренному в упрощенном порядке, принимается по общим правилам, закрепленным в главе 15 КАС РФ. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (стать 293 КАС РФ).

Важно отметить, что КАС РФ установил сокращенные сроки для обжалования решения суда принятого в порядке упрощенного производства. Так, решение суда должно быть обжаловано в апелляционном порядке (глава 34 КАС РФ) в течение пятнадцати дней. Также необходимо обратить внимание на начало течения срока на обжалование. Срок начинает течь со дня получения копии решения.

Если сторона по спору не воспользуется возможностью обжаловать решение суда, то оно вступает в силу по общим правилам (статья 186 КАС РФ), т.е. по истечение срока на апелляционное обжалование.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо быОбращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество. Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство.

Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть “растянут” на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет.

Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Упрощенное производство в КАС РФ

Условия упрощенного производства по кас

По ряду административных дел КАС РФ предусматривает упрощенное (письменное) производство. Особенность такого производства заключается в том, что дело рассматривается судом лишь на основании письменных доказательств без вызова сторон.

Процедуре рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства посвящена гл. 33 КАС РФ. Отметим, что возможность рассмотрения дел в порядке упрощенного производства закреплена также в гл. 29 АПК РФ. Однако упрощенное производство по административным делам существенно отличается от упрощенного производства в арбитражном процессе.

Когда суд рассмотрит дело в порядке упрощенного производства

Административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, если все лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие либо ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного спора, а также по делам о взыскании обязательных платежей и санкций в пределах 20 тыс. руб.

В пункте 7 ст.

150 КАС РФ предусмотрено дополнительное основание для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, когда в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.

Решение о применении упрощенного производства принимается на стадии предварительного судебного заседания, о чем выносится определение суда.

В определении суд предоставляет ответчику возможность представить возражения против упрощенного производства в срок, не превышающий 10 дней.

Примечательно, что отсутствие ответа со стороны ответчика воспринимается судом в качестве согласия на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.

Важно отметить, что в порядке упрощенного производства дело может рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиальным составом, если это предусмотрено законом.

КАС РФ не содержит прямого ответа на возможность суда отказать в применении упрощенной процедуры. Законодатель не исключает такой возможности, если это необходимо в целях обеспечения общественных интересов.

Сроки упрощенного производства по административным делам

Срок рассмотрения административного дела ограничивается 10 днями со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Обжаловать такое решение можно в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Таким образом, основным преимуществом упрощенного производства является значительное сокращение сроков рассмотрения административного дела, а также минимизация судебных издержек лиц, участвующих в деле.

Особое внимание КАС РФ уделяет началу течения срока на апелляционное обжалование. Он начинает исчисляться не со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме), а со дня получения лицом, участвующим в деле, копии решения суда по административному делу (ст. 294). Таким образом, именно от суда будет зависеть начало течения указанного срока.

Интерес вызывает вопрос соотношения таких сроков в случае, когда одно из лиц, участвующих в деле, получит копию решения суда раньше другого. Можно ли в таком случае считать, что для одного участника процесса срок на апелляционное обжалование начинается и заканчивается раньше?

Неотложный порядок рассмотрения дел в КАС РФ

Помимо упрощенного (письменного) производства Кодекс административного судопроизводства предоставляет возможность рассмотреть дело в неотложном порядке (п. 4 ст. 135).

Административное дело может быть рассмотрено в неотложном порядке на основании ходатайства административного истца или его представителя.

В случае удовлетворения такого ходатайства суд обязан принять все необходимые для этого меры, направить участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи, позволяющих контролировать их получение адресатом. При этом закон не обязывает суд учитывать возражения со стороны административного ответчика против неотложного рассмотрения дела.

Стоит отметить, что в других кодексах нет аналогов рассматриваемой возможности. Кроме того, судебная практика по данному правилу еще не сформировалась.

Смс-извещения и вызов участников в суд по электронной почте

В статье 96 КАС РФ предусмотрена возможность извещать лиц, участвующих в деле, путем отправки смс-сообщений или направления извещения или вызова по электронной почте, при наличии согласия лиц, участвующих в деле, подтвержденного распиской.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/1959-qqq-16-m5-16-05-2016-uproshchennoe-proizvodstvo-v-kas-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.