+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Ответственность за неотражение в бухгалтерском учете модернизации

Ответственность, налагаемая на главного бухгалтера

Ответственность за неотражение в бухгалтерском учете модернизации

Главный бухгалтер любой, даже небольшой, организации всегда имеет обширный круг обязанностей, которые напрямую связаны с хозяйственной деятельностью компании. Именно поэтому ответственность на него возлагается нешуточная.

Главный бухгалтер (либо, в случае отсутствия такового – ведущий или старший бухгалтер) обычно назначается на должность, либо освобождается от нее приказов руководителя компании. Так написано в 7 статье 129 федерального закона «О бухгалтерском учёте». Главбух подчиняется руководителю или заменяющему его лицу и несет полную ответственность за все аспекты организации и ведения учёта, а именно:

  • формирование учётной политики, а также политики в целях налогообложения;
  • непосредственное ведение бухучёта;
  • соответствие проводимых хозяйственных операций нормам и требованиям отечественного законодательства и подзаконных актов;
  • составление и предоставление актуальной и правильной бухгалтерской отчётности.

Кроме того, главному бухгалтеру вменено в обязанность контролировать любые операции с имуществом и проводки по исполнению обязательств.

Все сотрудники организации обязаны подчиняться требованиям главного бухгалтера в части грамотного оформления и своевременного предоставления в бухгалтерскую службу компании первичных учётных документов.

Без подписи главного бухгалтера недействительны и не принимаются в работу денежно-расчётные документы, а также кредитные и финансовые обязательства.

Любые документы, которыми оформляются операции с денежными средствами, любая налоговая, финансовая и бухгалтерская отчётность должны подписываться и руководителем, и главным бухгалтером, а, в отсутствие их, эти обязанности, согласно 9 и 13 статьям 129 закона, переходят к уполномоченным на то лицам.

В случае возникновения недопонимания или разногласий между руководителем и главным бухгалтером, последний вынужден выполнять любые письменные распоряжения руководства. При этом ответственность главного бухгалтера, совершившего ошибочные действия, не наступает.

В то же время главный бухгалтер, как и его руководитель, могут быть уволены за совершение действий, повлекших за собой утрату, либо порчу имущества, его необоснованное использование, а также причинение умышленного или неумышленного ущерба имуществу компании.

В 18 статье 129 закона написано, что руководитель компании и любые лица, несущие ответственность за организацию и ведение учёта могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности по следующим основаниям:

  • уклонение от ведения бухучёта;
  • искажение отчётности, либо несоблюдение сроков ее предоставления или публикации.

Ответственность в рамках трудового законодательства

На основании определенных пунктов трудового договора или дополнительного соглашения к нему, может предусматриваться и материальная ответственность главного бухгалтера. Причем в полном размере она возлагается на него только в случаях, если это предусмотрено отдельным пунктом контракта или дополнительного соглашения к нему.

Если в трудовом договоре такое положение отсутствует, а также нет иных весомых оснований, то с главного бухгалтера можно будет взыскать только сумму, ограниченную средним заработком. Совсем необязательно, что убытки и недостачи, случившиеся в компании, обязан возмещать именно главный бухгалтер. Материальная ответственность налагается на него только при наличии перечисленных ниже условий:

  • в трудовой договор включён пункт о дополнительной, в сравнении с нормами действующего законодательства, полной материальной ответственности;
  • действующий главный бухгалтер систематически уклоняется от выполнения пунктов договора, нарушение которых может стать причиной полной материальной ответственности.

Именно такая позиция изложена в широко известном письме Роструда № 1746-6-1. Здесь говорится, что материальная ответственность может наступить только при одновременном наличии противоправного поведения главного бухгалтера, доказанной причинной связи между материальным ущербом и противоправными действиями, виной в совершении действия или в бездействии.

Договоры, включающие в себя пункт о полной материальной ответственности должны заключаться только с сотрудниками, занимающими должности, указанные в Перечне должностей и работ, регламентирующем порядок заключения договоров об индивидуальной полной материальной ответственности, налагаемой за недостачу вверенного сотруднику имущества. Этот Перечень введен в действие 85 Постановлением Минтруда России.

Если сотрудник занимает должность, не поименованную в перечне, то подобный договор, заключенный с ним, не будет считаться действительным. Такая позиция законодателей изложена в 244 статье ТК РФ и в упомянутом выше письме Роструда. Исходя из этого, договор материальной ответственности главного бухгалтера вполне легитимен и должен заключаться со всеми лицами, занимающими эту должность.

Если исходить из общих положений 243 статьи ТК РФ, то о возникновении полной материальной ответственности имеет смысл говорить, когда:

  • она накладывается на сотрудника компании, виновного в причинении ущерба работодателю в момент выполнения им трудовых обязанностей;
  • обнаружена недостача ценностей, введенных сотруднику компании по специальному письменному договору или полученных по разовому сопроводительному документу;
  • ущерб причинён умышленно;
  • ущерб причинён сотрудником в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;
  • ущерб причинён в результате преступных действий, что установлено приговором суда, либо в результате совершения определенного административного проступка, что подтверждено соответствующими государственными органами;
  • разглашены действия, составляющие коммерческую, служебную, государственную или финансовую тайну;
  • ущерб причинён не в период исполнения должностных обязанностей;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Административная ответственность

К ней может быть привлечено должностное лицо, совершившее определенное административное правонарушение, связанное с неисполнением, а также ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Руководители, совершившие административное правонарушение в период исполнения ими административных, хозяйственных, организационных или распорядительных функций, считаются должностными лицами и вынуждены нести соответствующую административную ответственность.

Срок давности по привлечению к ответственности определяется 4.5 статьей КоАП РФ. При этом согласно 15 статье КоАП, существует ряд нарушений, административное наказание за которые несет именно главный бухгалтер. Ответственность на него может возлагаться за:

  • нарушение установленного порядка ведения кассовых операций, либо регламента работы с денежной наличностью – административный штраф порядка 4000-5000 рублей, давность привлечения – 2 месяца;
  • несвоевременное представление декларации по налогам – административный штраф порядка 300-500 рублей, давность привлечения – 1 год;
  • непредставление информации для налогового контроля карается административным штрафом порядка 300-500 рублей, давность привлечения – 1 год;
  • грубое нарушение норм и правил ведения бухучёта или представления необходимой бухгалтерской отчётности – предусмотрен административный штраф порядка 2000-3000 рублей, давность привлечения –1 год.

Уголовная ответственность

Она может наступать по нескольким основаниям:

Формой вины, согласно 8 пункту Постановления, принято считать наличие прямого умысла, направленного на полную или частичную неуплату налогов/сборов. При этом 9 пункт Постановления разъясняет, что особенностями включения в налоговую отчётность или сопроводительные документы некорректных сведений является:

Признаками преступления принято считать особо крупный или крупный размер не уплаченных компанией налогов/сборов. В примечании к 199 статье УК РФ сказано, что крупным размером предлагается считать сумму налогов/сборов, превышающую за 3 последних финансовых года 2 миллиона рублей. При этом доля не уплаченных компанией налогов/сборов должна превысить 10% от сумм, реально подлежащих уплате.

Особо крупным размером принято считать сумму налогов/сборов, превышающую за 3 последних финансовых года 10 миллионов рублей. При этом доля не уплаченных компанией налогов/сборов должна превысить 20% от сумм, действительно подлежащих уплате, либо сумму в 30 миллионов рублей.

  1. Уклонение компании от уплаты сборов или налогов – 199 статья УК РФ. Субъектами преступления являются руководитель компании-неплательщика и её главный бухгалтер (иной бухгалтерский работник, в обязанности которого входит составление налоговой отчётности, её подписание и предоставление в инспекцию ФНС), а также другие должностные лица, которые были уполномочены на совершение подобных действий распорядительным документом организации, либо лица, фактически исполнявшие обязанности главного бухгалтера компании или её руководителя. (Постановление №64 Пленума ВС от 28.12.2006).
    • умышленное неотражение данных о доходах из конкретных источников, либо объектов налогообложения;
    • уменьшение реального размера доходов;
    • искажение сумм произведённых расходов, учитываемых при исчислении налогов/сборов;
    • не соответствующие реальным данные о сроках полученных доходов, либо – о сроках понесённых расходов;
    • искажение в расчётах стоимостной оценки физических показателей, которые характеризуют конкретный вид деятельности.
  2. Разовое либо систематическое неисполнение возложенных на организацию обязанностей налогового агента – 199.1 статья УК РФ.

Субъектами преступления, среди прочих лиц, является сотрудник, в должностные обязанности которого входит расчёт, удержание и перечисление налогов, в частности, сто может быть руководитель компании-неплательщика, её главный бухгалтер, либо иной бухгалтерский работник (17 пункт Постановления).

Признаками, составляющими преступление, согласно 24 статье НК РФ, принято считать оконченное деяние, заключающееся в неперечислении налоговым агентом сумм налогов в порядке и в сроки, установленные отечественным законодательством.

При квалифицировании размера неисполнения налогового обязательства как крупного или особо крупного суды обязаны руководствоваться правилами, которые содержатся в примечаниях к 199 статье УК РФ, и определять его величину, исходя из сумм налогов/сборов, подлежащих перечислению в бюджет соответствующего уровня, либо во внебюджетные фонды, самим налоговым агентом (17 пункт Постановления).

Там же указано, что личный интерес, в качестве мотива преступления, выражается в стремлениях извлечь определенную выгоду имущественного или иного характера, которая обусловлена карьеризмом, семейственностью, протекционизмом, желанием приукрасить реальное положение, получить ответную услугу, заручиться весомой поддержкой в решении вопросов.

Судебная практика

Наша страна отличается вполне гуманным отношением к правонарушениям в финансовой сфере. Возможно, потому что административное наказание за них минимально, нарушения носят массовый и повсеместный характер. Обычно, административные дела о наказаниях главных бухгалтеров ими не оспариваются, поскольку сумма штрафов невелика, а сами дела не попадают в базы правонарушений.

Источник: http://www.reghelp.ru/otvetstvennost_glavbuha.shtml

Как правильно отразить затраты на ремонт, модернизацию и реконструкцию основных средств

Ответственность за неотражение в бухгалтерском учете модернизации

Планирование затрат на восстановление основных средств

Классификация ремонтных расходов

Оформление заявок на ремонт

Отражение расходов на ремонт, модернизацию, дооборудование в бухгалтерском учете бюджетных организаций

Каждое учреждение имеет на своем балансе в составе нефинансовых активов основные средства. В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, для поддержания их в рабочем состоянии проводят ремонты.

Работы по восстановлению основных средств можно квалифицировать по характеру видов работ на:

  • текущий ремонт;
  • капитальный ремонт;
  • модернизация;
  • реконструкция;
  • дооборудование.

Обратите внимание!

От вида работ зависит отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете: затраты на текущий, средний и капитальный ремонт основных средств учитывают в составе текущих расходов учреждения, а затраты на модернизацию, реконструкцию относят на увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств.

В зависимости от того, проводились ремонт или модернизации, исчисляют налог на прибыль (при условии, что работы проводились за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности) и целевое использование бюджетных средств, так как расходы по модернизации и ремонту отражаются по разным кодам КОСГУ. Если основное средство приобретено за счет предпринимательской деятельности, затраты на ремонт этих объектов уменьшают базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов (п. 1 ст. 260 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ)).

Учреждение имеет право распоряжаться чистой прибылью, полученной от предпринимательской деятельности, по своему усмотрению после уплаты в бюджет налога на прибыль. Поэтому сначала надо заплатить налог на прибыль, а остаток прибыли можно направить на ремонт основных средств.

К сведению

При ремонте, реконструкции и модернизации могут выполняться близкие по характеру работы, распределить их по видам не всегда бывает просто, и проверяющие органы находят немало ошибок, допускаемых бухгалтерами при отражении указанных операций.

Определять виды работы необходимо, чтобы спланировать бюджет расходов, правильно отнести затраты на статьи (подстатьи КОСГУ), использовать бюджетные и внебюджетные средства по целевому назначению.

Ремонт — это комплекс работ по устранению неисправностей, восстановлению работоспособности объектов нефинансовых активов, поддержанию технико-экономических и эксплуатационных показателей (срок полезного использования, мощность, качество применения) на изначально предусмотренном уровне, т. е. это восстановление функций объектов основных средств для дальнейшего их использования. Ремонт предполагает профилактические мероприятия, устранение повреждений и неисправностей, замену изношенных конструкций и деталей.

Обратите внимание!

Хотя в процессе ремонта отдельные детали основного средства могут быть заменены на более современные и долговечные, такое мероприятие не сопряжено с изменением важных технико-экономических показателей основного средства.

По объему и характеру выполняемых работ ремонт может быть текущим и капитальным. Отличаются они сложностью, объемом, сроком выполнения и периодичностью проведения.

Текущий ремонт проводится несколько раз в год, капитальный — не чаще одного раза в год или реже. При текущем ремонте заменяют отдельные детали, при капитальном ремонте разбирают объект и заменяют неисправные узлы.

При текущем ремонте устраняют мелкие неисправности, обнаруженные в ходе повседневного использования основного средства, при этом объект практически не выбывает из эксплуатации.

Текущим ремонтом являются работы по систематическому и своевременному предохранению объектов ОС от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий.

При капитальном ремонте восстанавливают утраченные первоначальные характеристики, устраняют неисправности, заменяя изношенные детали, узлы.

К сведению

В бюджетной классификации и порядке ведения бюджетного учета между текущим и капитальным ремонтом различий нет, поэтому необходимости в разграничении таких расходов нет.

Модернизация — это совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, по повышению технического уровня и экономических характеристик объекта путем замены его конструктивных элементов и систем на более совершенные (например, установка на компьютер оперативной памяти большего объема).

К сведению

Модернизация предполагает замену узлов, при этом заменяемая часть должна быть исправной до замены. Если в ходе работы заменяется неисправный узел, то такие работы являются не модернизацией, а ремонтом.

Реконструкция — это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Понятие реконструкции применимо лишь в отношении объектов капитального строительства (зданий, сооружений). Она предполагает изменение параметров объекта. Также к реконструкции можно отнести улучшение качества инженерно-технического обеспечения.

Дооборудование — дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, ранее отсутствовавшими, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы. Раздельное их применение будет невозможно.

Достройка — это сооружение новых частей к основному средству (обычно к объектам недвижимости). При этом новые части должны быть неотделимы от самого основного средства без нанесения ущерба.

Планирование ремонтных работ

Чтобы определить, к какой категории отнести расходы (ремонт, реконструкция, модернизация или дооборудование), в первую очередь нужно выяснить, какой вид работ необходимо произвести по восстановлению основных средств:

  • если проводятся работы по восстановлению работоспособности, сохранности технических характеристик или внешние изменения, не влияющие на изменение объектом основных средств своих первоначальных функций, значит, это ремонт;
  • если работы производятся по улучшению основных характеристик и добавление новых функций исправного объекта, то такой вид работы следует отнести к реконструкции, модернизации или дооборудованию.

В этом случае надо определить цель операции:

– если необходима замена узлов или частей — это модернизация (реконструкция);

– если к объекту добавляются узлы и части — дооборудование (достройка).

Как правило, в организациях приказом назначают ответственных за эксплуатацию имущества (например, за лабораторное оборудование отвечает начальник лаборатории, за измерительные приборы — метролог и т. д.). В их обязанности входит в том числе составление заявок на проведение ремонта или модернизацию на предстоящий финансовый год.

Форму заявок организация разрабатывает самостоятельно.

Утверждает заявки руководитель учреждения.

На основании заявок экономический отдел планирует суммы по видам ремонта в смете доходов и расходов. Каждый запланированный вид расхода должен быть обоснован.

Это позволит составить план работ, заключить договоры с поставщиками на проведение ремонтных работ, систематизировать деятельность учреждения по содержанию и обслуживанию имущества, гарантировать непрерывность производственного процесса, обеспечить эффективность основной деятельности учреждения.

Фрагменты заявок по структурному подразделению (лаборатория контроля физико-химических факторов) представлены в таблице.

Фрагменты заявок на проведение ремонтных работ основных средств

Наименование объектаНомер заявкиПричинаПланируемые мероприятияПланируемый результат
Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте)2101542Изображение на мониторе нечеткое, регулировками не устраняетсяДиагностика и ремонт, при необходимости — средствами сторонней организацииВосстановление работоспособности
Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте)2101543Установка жесткого диска в системный блокРемонт системного блока, замена жесткого дискаВосстановление работы системного блока
Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте)2101600Системные ресурсы — объем оперативной памяти — недостаточны для использования программы «Банк-клиент»Дооборудование дополнительной оперативной памятьюВозможность использовать программу «Банк-клиент»
Автоклав АГ-1000 горизонтальный2101752Системные автоматизированная система управления для автоклаваМодернизация автоклаваВозможность использовать режим стерилизации, индексации (время, давление, температура)
Копировальный аппарат2101644Устройство гудит, но не берет бумагу на лоткеЗамена изношенного ролика новымВосстановление работоспособности
Автомобиль ВАЗ-2107 (Лада)2101485Стук при переключении на последующие передачиРемонт своими силамиВосстановление работоспособности
Здание лабораторного корпуса2100378Протекает крышаЧастичная замена кровлиВосстановление эксплуатационных характеристик

Заключаем договоры на выполнение работ по восстановлению основных средств

Заключая договоры с поставщиками и подрядчиками на ремонтные работы, следует определить, какой вид работ по восстановлению объектов основных средств предусмотрен этим договором, чтобы правильно отнести расходы на статьи КОСГУ.

Если планируются действия, мероприятия, которые увеличат стоимость объектов основных средств (реконструкция, модернизация и т. п.), следует использовать код 310 КОСГУ «Увеличение стоимости основных средств», если же говорится о ремонте неисправного основного средства — код 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества».

В рамках одного договора могут быть предусмотрены различные виды работ, поэтому в разделе «Предмет договора» следует указывать раздельно стоимости соответствующих видов работ. Исполнитель должен оформить различные отчетные документы за выполненные работы.

Отражаем расходы на текущий, средний и капитальный ремонт в бухгалтерском учете

Расходы на текущий, средний и капитальный ремонт основных средств учитывают в составе текущих расходов учреждения по подстатье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества».

Отметим, что затраты на приобретение запасных частей (строительных материалов) отражаются не по подстатье 225, а по подстатье 340 КОСГУ «Увеличение стоимости материальных запасов», списание израсходованных материалов — по подстатье 272 КОСГУ «Расходование материальных запасов».

Обратите внимание!

Это правило не применяется, если стоимость использованных материалов включается в общую смету ремонта и учитывается подрядчиком при оформлении акта сдачи-приемки выполненных работ.

Расходы на ремонт имущества отражаются на счете 0.109.61.225 «Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимость готовой продукции, работ, услуг».

Источник: https://www.profiz.ru/se/9_2016/zatraty_na_remont/

Ответственность за нарушения правил ведения бухучета

Ответственность за неотражение в бухгалтерском учете модернизации

С 1 ноября 2013 года скорректирована ответственность должностных лиц компании за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета.

Что изменилось

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. № 276-ФЗ внесены изменения в статью  15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ею устанавливается ответственность за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов, а также за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, равно как и само определение грубого нарушения. Последнее сформулировано как:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Размер штрафа составляет от 2000 до 3000 руб. Ответственность по этой статье распространяется на должностных лиц организации. То есть саму компанию оштрафовать нельзя.

В новой редакции статьи 15.11 изменено понятие грубого нарушения правил ведения бухучета. Теперь к таковому относится не искажение, а занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета. Размер штрафа (2000–3000 руб.

) изменений не претерпел (так же как и пункт об ответственности за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов).

Установлены основания для освобождения должностных лиц от административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности. Это:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата недостающей суммы налога (сбора) и соответствующей пени;
  • исправление ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности, до ее утверждения.

Кто относится к должностным лицам

Напомним, что Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предписывает руководителю отвечать за ведение бухгалтерского учета, а только обязывает организовать его ведение (п. 1 ст. 7). А вот главбух отвечает за ведение бухгалтерского учета, формирование учетной политики, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Кроме случаев, когда руководитель несет единоличную ответственность за данные, отраженные в бухгалтерских регистрах, и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это происходит в тех ситуациях, когда возникают разногласия по вопросам ведения бухгалтерского учета между руководителем и главным бухгалтером и последний действует по письменному распоряжению первого (п. 8 ст.

7 Закона № 402-ФЗ).

В совокупности с нормами статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях можно сделать вывод, что по общему правилу они оба отвечают за состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетности.

Что является правонарушением

Итак, нарушением считается занижение вследствие искажения данных бухгалтерского учета сумм начисленных налогов и сборов, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности. Причем ответственность наступит, когда сумма занижения/искажения составит не менее 10 процентов.

Очевидно, что объектом рассматриваемого административного нарушения являются правила ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, порядок составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходах и расходах.

Значит, для привлечения к ответственности по статье  15.11 чиновникам нужно установить факт занижения сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов именно вследствие нарушения установленных правил ведения бухгалтерского учета.

А также определить, какие нормы, регламентирующие порядок ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности, нарушены.

Налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности, согласно Закону № 402-ФЗ, не входит.

Однако правильное ведение компанией бухгалтерского учета оказывает непосредственное влияние на представляемые ею налоговые декларации, поскольку ошибки, допущенные в ведении бухгалтерского учета, могут быть перенесены налогоплательщиками и в налоговые декларации.

Следовательно, можно сделать вывод, что под грубым нарушением в смысле статьи 15.

11 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует понимать отражение заведомо неправильных, недостоверных данных не только в бухгалтерской, но и в налоговой отчетности, приведших к занижению суммы налога не менее чем на 10 процентов.

При этом остается неясным, будут ли квалифицироваться как правонарушения деяния, которые можно отнести к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета, такие как:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие регистров бухгалтерского учета;
  • отсутствие бухгалтерской отчетности;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное и неправильное отражение в первичных документах, на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйственных операций, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений;
  • нарушение установленных законодательством порядка и сроков хранения бухгалтерской отчетности;
  • нарушение установленных законодательством о бухгалтерском учете сроков представления бухгалтерской отчетности.

Или такие деяния должны квалифицироваться как непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Отметим, что с 1 января 2015 года налоговиками могут быть приостановлены операции по счетам налогоплательщика-организации в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока. Решение о приостановлении операций может быть принято в течение трех лет со дня истечения указанного срока.

В случаях непредставления в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности такие меры налоговым законодательством не предусмотрены (письмо Минфина России  от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).

Освобождение компании от ответственности

Если организация представила уточненную налоговую декларацию (расчет) и уплатила недостающую сумму налога (сбора) и соответствующие пени, а также исправила ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности до ее утверждения, то должностные лица освобождаются от административной ответственности. Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете содержится в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Под ошибкой понимается неправильное отражение или неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или бухгалтерской отчетности, которые были обнаружены в результате любых действий, кроме получения новой информации.

При этом под неправильным отражением или неотражением фактов хозяйственной деятельности следует понимать отражение и (или) неотражение факта на несоответствующих счетах бухгалтерского учета, отражение на соответствующих счетах бухгалтерского учета в неправильной сумме в результате:

  • неправильного применения законодательства РФ;
  • неправильного применения нормативных правовых актов по бухучету;
  • неправильного применения локальных актов организации;
  • неточностей в вычислениях;
  • неправильной классификации или оценки фактов хозяйственной деятельности;
  • недобросовестных действий должностных лиц организации.

Касательно неотражения фактов хозяйственной деятельности – такое неотражение может быть признано не ошибкой, а новой информацией.

В соответствии с нормами ПБУ 22/2010 новой является информация, которая была недоступна лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета, или составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на момент отражения факта хозяйственной деятельности или формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Так, в документах, полученных сотрудниками организации после отчетного периода, операции по которым косвенно не подтверждаются иными документами, содержится новая информация, которая не должна квалифицироваться как ошибка.

Выявленные ошибки подлежат исправлению. Первичным документом, обосновывающим исправительные записи, выступает бухгалтерская справка. Исправляются ошибки следующим образом.

1. Существенные и несущественные ошибки:

  • в случае выявления до 31 декабря отчетного года производится сторно ошибочной записи и производится верная запись или вносится дополнительная запись датой обнаружения ошибки;
  • в случае выявления после 31 декабря, но до даты подписания отчетности исправления вносятся записями за декабрь отчетного года.

2. Несущественные ошибки в случае выявления после даты подписания отчетности за отчетный год, но до представления ее акционерам исправляются записями в месяце выявления ошибки и учитываются в составе прочих доходов и расходов.

3. Существенные ошибки:

  • в случае выявления после даты подписания отчетности за отчетный год, но до представления ее акционерам исправляются записями за декабрь этого года, при этом представленная пользователям отчетность заменяется на исправленную;
  • в случае выявления после даты подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год и представления отчетности акционерам, но до даты утверждения отчетности акционерами исправляются записями за декабрь этого года, составляется пересмотренная отчетность, в которой раскрываются причины пересмотра;
  • в случае выявления после даты утверждения отчетности акционерами исправляются записями в текущем отчетном периоде в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Сравнительные показатели за отчетные периоды, отраженные в отчетности за текущий период, пересчитываются. Если такое произошло до начала самого раннего из представленных в отчетности периодов, корректируется входящее сальдо.

Ноябрь 2013 г.

Источник: http://www.mosbuhuslugi.ru/material/otvetstvennost-naruschenievedenie-buhucheta

Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности — статья

Ответственность за неотражение в бухгалтерском учете модернизации

Какая отчетность признается недостоверной, какая ответственность предусмотрена за такую отчетность и кого в итоге накажут – читайте в нашей статье.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа.

, 30 онлайн-уроков: теория и практикаВсе организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.

Искажение бюджетной отчетности

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
  • формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)

Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм.

 Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:

  • не представлена бюджетная отчетность,
  • представлена с нарушением сроков,
  • отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
  • представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2021 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности. 

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями.

 Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

На кого возлагается административная ответственность?

В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.

Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.

Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?

В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2021 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:

  • организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
  • возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
  • в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
  • должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,

то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера.

Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм.

Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1589

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.