+7(499)495-49-41

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Содержание

Сюжет романа достоевского преступление и наказание

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновременно с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих. За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой.

Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь. ► Материалы о романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»:

  • Биография писателя
  • История создания произведения
  • Своеобразие произведения
  • Сны в романе
  • Мир героев «Преступления и наказания»
  • Петербург в романе
  • Критики о романе «Преступление и наказание» и творчестве Ф.М.

В критический момент жизни судьба свела Раскольникова с Соней Мармеладовой. К моменту их встречи он уже был преступником, совершившим убийство, а она продажной женщиной, зарабатывающей на жизнь «желтым билетиком».

Внимание

Каждый из них по-своему переживает свое падение и размышляет над тем, к какому исходу оно может привести в будущем. Но их души еще не очерствели и готовы понять и принять чужую боль.

Раскольников сразу понял, что судьба не случайно свела его с Соней, но им вдвоем предстоит пройти тяжелый путь. Раскольников рассказал Соне о том, что это он убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он надеялся, что Соня его морально поддержит, взяв его тяжкий грех на себя. Но «тихая» девушка, живущая по христианским заповедям, разрушила его теорию простой логикой жизни и помогла Раскольникову вернуться к нормальной жизни.

Сюжет и проблематика романа «преступление и наказание»

Недаром Достоевский пишет: «Их воскресила любовь». Писатель отрицает индивидуализм, отрицает теорию «сильной личности», власть «сверхчеловека», даже если это «добрый тиран». Вслед за Пушкиным и Толстым, он развенчивает и «наполеонизм».

Даже если на путь насилия становится честный и добрый человек, он неизбежно приносит зло себе и другим людям. Эту логику жизни писатель иллюстрирует и сюжетом романа.

Убив «вредную старушонку», Раскольников вынужден убить и ее сестру Лизавету, чтобы не оставить свидетеля преступления. Но сестра старухи такая же бедная и несчастная, как он сам, как Соня Мармеладова, которую он хочет сделать счастливой.

Он не может быть средством решения острых социальных проблем. Тем более, их нельзя решить путем насилия.

Сюжет и проблематика

Важно

Внезапно приходит внутреннее нравственное наказание, о котором герой и не думал, радуясь за минуту перед тем «спасению от давившей опасности».

Он почувствовал себя заключенным в полное одиночество: «С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое», «будь то все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни».

Это мучительное ощущение разъединенности с людьми давит на Раскольникова, и он начинает тянуться к ним. Это видно из слов, обращенных к Соне: «Не оставишь меня, Соня?» Мы видим, что герой боится потерять человека, который смог его понять и полюбить.
Соня и ее любовь становятся для Раскольникова спасением, и он подчиняется ей не разумом, а всей своей душой. И только любовь помогает единению героя с людьми, его примирению с самим собой.

Преступление и наказание

Достоевский как писатель постоянно ищет ответы на глобальные человеческие проблемы, прежде всего он устремляет взгляд в душу человека, пытаясь понять и объяснить происходящее в ней. Его герой углублен в самого себя, мучительно пытается найти выход к другой жизни.

Этот выход искал и сам писатель. Противостояние, изображенное в романе, стало удивительно актуально в ХХ веке. Достоевский как бы заставляет читателя задуматься над тем, что может сделать теория с человеком.

ХХ век показал, что люди, подвластные социальной теории, могут быть бесчеловечны. В этом смысле мы можем утверждать, что конфликт «Преступления и наказания» — общечеловеческий. Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см.

«действие и сюжет романа «преступление и наказание»»

Эти трагические противоречия зарождаются в глубине души героя, а также наряду с ними возникает идея вседозволенности, которая отрицает все доброе, светлое, чистое в герое, одним словом, все самое лучшее. В это время в его сознании происходит разлад, и Раскольников говорит: «Мне жизнь однажды дается, я не хочу дожидаться всеобщего счастья, я и сам хочу жить, я ведь тоже хочу».

Но ложный путь, избранный героем романа, приводит его к нравственной пытке. Возмездие одиночеством — таков приговор, вынесенный Достоевским.

Это выражается в том, что после совершения преступления Раскольников замыкается в себе, и вся его внутренняя жизнь становится упорной борьбой с самим собой. Писатель показывает его в состоянии крайнего нравственного падения, саморазрушения, самоотрицания.

Краткое содержание «преступление и наказание»

На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже девять месяцев заключен ссыльно-каторжный второго разряда, Родион Раскольников.

Со дня преступления его прошло почти полтора года. Преступление и наказание — краткое содержание Действие происходит летом в Петербурге. Бывший студент Родион Романович Раскольников живет в тесной комнате, похожей на шкаф или на гроб, в полной нищете.

Он кругом должен хозяйке, у которой снимает каморку, потому всячески старается избегать встреч с нею.

Однажды, уже под вечер, Раскольников идет к Алене Ивановне, старухе-процентщице, которая проживает в одной квартире со своей сводной сестрой Лизаветой.

Преступление и наказание краткое содержание пожалуйста Главный герой романа Родион Романович Раскольников несколько месяцев назад бросил университет.

Сюжет и конфликт в романе ф.м.достоевского «преступление и наказание»

Краткое содержание Преступление и наказание Достоевского Раскольников просыпается, осматривает одежду, уничтожает улики, хочет спрятать взятые у старухи вещи. Приходит дворник, приносит повестку в полицию. Раскольников идет в участок.


Оказывается, требуют по делу взыскания денег квартирной хозяйкой. В участке Раскольников видит Луизу Ивановну, содержательницу публичного дома. Раскольников объясняет столоначальнику, что в свое время обещал жениться на дочери своей квартирной хозяйки, много тратил, надавал векселей.

Краткое содержание произведения — Преступление и наказание История начинается с того, что бедный студент Родион Раскольников выходит из своего крайне скромного жилища и идет к старухе процентщице, чтобы сдать под залог свою последнюю ценную вещь.

В голове его обитает мысль о том, что он хочет расправиться с этой старухой из-за не дававшей ему покоя несправедливости.

Источник: http://zakon52.ru/syuzhet-romana-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова: из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления.

Но даже и не наказание, а «восстановление погибшего человека» более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо «заплатить… великим, будущим подвигом».

Вся поэтика романа подчиняется основной цели — воскресению, преображению героя. Особую роль в эпилоге играет пейзаж.

«сюжет и композиция»

Внимание Фоном, на котором происходит действие романа, служит образ Петербурга: описание города и уличные сцены занимают огромное место в произведении.

Серые, темные улицы создают определенное настроение у читателя, которое помогает приблизить сознание героя пониманию его главного судьи – самого читателя романа.

Последняя часть романа – это эпилог, в котором автор рассмотрел возможность духовного воскресения героя. В эпилоге Достоевский как бы ставит вопросы, вытекающие из всего романа.

В этом и заключается залог будущего нравственного возрождения Родиона Раскольникова.

Сюжет и композиция

М. М. Бахтин). Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным разрешением его собственного вопроса, «разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи».

Таким образом, Раскольников становится духовным и идейным центром романа.
Важно Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф. М. Достоевского. Состоящий из шести частей и эпилога роман, «построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис.
Первая такая точка — преступление.

Вторая — наказание» (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»).

Сюжет и композиция романа ф.м.достоевского «преступление и наказание»

Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты.

Там была свобода и жили другие люди…» В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».

Отказ Раскольникова от бесчеловечной «недоконченной теории» и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания».

О поэзии для 11 класса

Четвертая часть — встречи и разговоры, опровергающие теорию героя А) Свидригайлов и его отношение к жизни Б) Лужин — хозяин жизни, В) Встреча с Соней : близость судеб и разность мировоззрений, «Воскресение Лазаря», судьба Сони — противоречие в теории. Г) Диалог-борьба с Порфирием Петровичем, признание Миколки — формальное освобождение героя от подозрений. 6.

Пятая часть — жизнь опровергает теорию Раскольникова А) Похороны Мармеладова, позор Сони, Мерзость Лужина, Б) Трагизм судьбы Катерины Ивановны и детей В) Признание Соне (душа не выдержала и ждет суда), Соня — судья и помощник. 7.

Шестая часть — последняя борьба живой души и мертвой теории А) Свидание с Порфирием Петровичем в квартире Раскольникова (убежденность следователя в том, что Раскольников — убийца, отказ героя прийти с повинной): Б) Итог судьбы Свидригайлова: последняя попытка спастись (диалог с Дуней), самоубийство.

Сюжет, композиция, жанровые особенности романа «преступление и наказание»

Каждый герой в романе нарушает нравственные устои и по-разному реагирует на собственное поведение.

Но главный нарушитель – Родион Раскольников, который проверяет ценность собственной личности в превосходстве над личностью старухи-процентщицы. Раскольников совершает убийство, после которого его начинает мучить голос собственной совести.

Таким образом, весь роман пронизан психологической борьбой, которая ведется внутри главного героя – между его рассудком и чувством.

Смысловое содержание романа – развенчание теории Раскольникова, которая основывается на том, что человек и общество, по сути своей, преступны. Таково содержание романа, неразрывно связанное с его композицией.

В построении композиции романа Достоевский достиг предельной четкости. Фигура Раскольникова – идейно-композиционный центр романа.

Сюжет, композиция, жанровые особенности романа преступление и наказание

Вторая — наказание» (П. Вайлъ, А. Генис. «Страшный суд»), причем из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой «наказание» — анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но вся поэтика романа подчиняется основной цели — духовному воскресению, преображению героя.

Трагические метания Раскольникова вовлекают всех действующих лиц: «Каждое лицо входит… в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п.), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают» (М.

М. Бахтин).

Особенности композиции романа достоевского «преступление и наказание»

Достоевский создает вокруг Раскольникова особое, преступное состояние мира, где право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью. Наказание возникает из предчувствий, но преступление живет в мыслях героя еще долгое время. В романе множество действующих лиц, и все сюжетные линии переплетаются и непосредственно связаны с образом Раскольникова.

тема – преступление и наказание Раскольникова; но выделены также три побочные темы: история семьи Мармеладовых, история Дуни и Пульхерии Андреевны, история сестры и претендентов на ее руку – Лужина и Свидригайлова.

В канву романа гармонично вплетены эпизоды снов-кошмаров Раскольникова, а также библейский сюжет о воскрешении Христом Лазаря, связанный с предстоящим воскрешением души самого героя.

В «Преступлении и наказании» история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными с ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией.

Но не только композиционным центром является Раскольников.

Трагические метания его духа вовлекают в свою орбиту всех действующих лиц, каждый по-своему пытается объяснить противоречия его личности, отгадать тайну его роковой раздвоенности.

С ними он ведет страстный спор в своих внутренних монологах. «Каждое лицо входит… в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т.

На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря (впервые — в разговоре с Порфирием Петровичем о статье Раскольникова, второй раз — когда Соня читает ему эту легенду, возвращая читателя к главной, глубинной мысли Достоевского — к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону». Добавил: Serin Беру! 22455 человек просмотрели эту страницу.

Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

  • Краткое содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Заказать сочинение Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа.

Цель — показать состояние героя на следующий день после убийства, ввести основных персонажей. А) состояние страха, подозрительность, болезненное состояние героя. Высшая точка — посещение конторы, обморок. Б) встреча с «двойником» Лужиным.

Теория, введенная в стиль жизни, отталкивает героя. В) смерть Мармеладова, первая встреча с Соней. Г) второй сон (избиение квартирной хозяйки Раскольникова) — отражение душевного состояния героя, чувства отгороженности от людей. 4.

Третья часть — встречи и разговоры, подтверждения и опровержения теории.

А) Второй двойник (Свидригайлов) — в рассказе матери и сестры Раскольникова. Порок, введенный в принцип жизни. Б) Встреча с Порфирием Петровичем, начало интеллектуальной схватки.

Теория Раскольникова. В) Смерть Мармеладова, трагизм жизни в Петербурге Г) Третий сон — повторное убийство, ожившая старуха. Трещина в теории: душа не выдерживает. 5.
Ф. М.

Достоевский Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» В русской классической литературе немало примеров интересного построения композиции романа и не более интересных сюжетов, взятых для произведения.

Интересны и сюжет и композиция романа Достоевского «Преступления и наказание». «

Преступление и наказание» Достоевского принято считать философским романом, однако философским в чистом виде его назвать нельзя, скорее, это социально-философский роман. Роман Достоевского приобретает дополнительные социально-психологические и идеологические черты и таким образом становится полифоническим по жанру.

Роман построен на диалогах героев, а сюжет строится на борьбе идей, суть которых передается в диалогической форме. Диалог существует как форма проверки идей. Весь роман подчинен следующему замыслу – осуждению принципа вседозволенности.

Источник: http://advokat-burilov.ru/kratkij-syuzhet-i-kompozitsiya-romana-prestuplenie-nakazanie/

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» | Литерагуру

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности.

«Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия.

Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума.

Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра.

Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

В чем суть теории раскольникова?

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»).

Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами.

К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном  и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи.

Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье).

Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь.

Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв.

Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает. Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона.

Герой полагает, что разорвать рубашку ради того, чтобы поделиться с ближним, — нелепый поступок. По его мнению, лучше наживать себе целый кафтан, ни с кем не разделяя своего имущества.

Половина рубашки ведь все равно никого не согреет, а вот если каждый из нас будет стремиться к целому кафтану, зная, что никто ему не поможет, тогда сформируется здоровое и счастливое общество разумных эгоистов.

Если Родион хотел отнять кафтан и разделить его между теми, у кого и рубахи нет, то Лужин и куска рубахи пожалеет для неимущих и уж точно не будет разбойничать во благо общества. Жениха Дуни интересовало только собственное благо, поэтому он и хотел взять бедную девушку в жены: она была бы бессловесной его рабой, ведь у самой ни гроша за душой не было. Кроме того, баловать такую жену и угождать ее родителям было лишними хлопотами.

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша».

Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности.

Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя.

Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним.

Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг.

Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги.

В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души.

Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя.

Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман.

И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты.

Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере.

Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так.

Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Краткое содержание романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

1001student.ru > Литература > Краткое содержание романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Роман Достоевского «Преступление и наказание» стал главным литературным событием второй половины 60-х гг. XIX века. На первый взгляд, заурядная детективная история об убийстве старухи-процентщицы с целью лёгкой и быстрой наживы превратилась в очень глубокое философское размышление о границах свободы человека и условиях жизни в современном автору столичном Петербурге.

  • Замысел и идея романа
  • Источники при написании
  • Структура произведения и его содержание
  • Часть 1: завязка и характеристика героев
  • Часть 2: развитие событий
  • Часть 3: детективная составляющая
  • Часть 4: воскрешение Лазаря
  • Часть 5: месть Лужина и признание Раскольникова
  • Часть 6: развязка
  • Эпилог

Замысел и идея романа

Роман задумывался Достоевским ещё во время его пребывания на сибирской каторге.

За участие в петрашевском бунте писатель был приговорён к смертной казни, но в последний момент по распоряжению императора казнь была заменена ссылкой и каторгой.

Не имея возможности писать, Достоевский обладал достаточным количеством времени, чтобы сформировать замысел и наметить приблизительный план развития сюжета.

«Преступление и наказание» — описание истории нравственного преобразования сильной личности, безразличной к общественным условностям и лишённой саморефлексии.

Характерно частое упоминание великих людей прошлого, в особенности Наполеона, с которыми себя открыто сравнивает Раскольников.

«Преступление и наказание», кроме этого, поднимает и ещё одну тему: эта сильная личность совершает преступление не только чтобы доказать свою самодостаточность, но и ради возможности моментального обогащения. Эти два аспекта и составили основу идеи Достоевского.

Источники при написании

При написании романа автор воспользовался как своим прежним опытом в жанре романа, так и реальными событиями. Можно отметить следующие компоненты, составившие произведение:

  • Неоконченный роман «Пьяненькие». Именно его персонажи и сюжетные линии послужили основой для описания быта семьи Мармеладовых.
  • Преступление старовера, иначе, раскольника Герасима Чистова, жителя Москвы. С целью ограбления Чистов проник в квартиру двух пожилых женщин и, столкнувшись с ними, зарубил обеих топором.

Структура произведения и его содержание

Роман состоит из шести частей, разбитых на главы, и эпилога.

Множество сюжетных линий и широкий круг поднятых проблем препятствуют попыткам в сжатом виде изложить содержание произведения.

Анализ психологии и поведения персонажей в заданной ситуации стал визитной карточкой Достоевского, что видно уже по первому роману из его Пятикнижия — «Преступлению и наказанию».

Часть 1: завязка и характеристика героев

Поскольку первые части являются завязкой сюжета и экспозицией главных действующих лиц романа, целесообразно привести их содержание по главам:

  1. Молодой студент Родион Раскольников бродит по улицам, поглощённый своими размышлениями. Он не замечает прохожих, игнорирует окрики. Выясняется, что он направляется к Алене Ивановне, престарелой чиновнице, которая под огромный процент берёт вещи в заклад. Раскольников предлагает ей серебряные часы — единственную, оставшуюся от отца вещь, но за них старуха предлагает смехотворную сумму. Молодой человек вынужден согласиться на её условия и в последний момент заявляет, что скоро придёт вновь с более ценным закладом. После состоявшейся сделки Раскольников приходит в трактир.
  2. Его собутыльником становится пожилой человек, бывший чиновник Мармеладов. Раскольников внимательно слушает его историю. Семья Мармеладова, состоящая из его дочери от первого брака Сони, жены Катерины Ивановны и её троих детей от прежнего, уже умершего, мужа, живёт в нищете. Все хозяйство, поиск денег лежат на плечах больной чахоткой жены, поскольку сам Мармеладов — беспробудный пьяница. Чтобы помочь семье, не дать умереть от голода детям, Соня становится проституткой. Раскольников помогает Мармеладову добраться до дома, где сталкивается с Катериной Ивановной. Он становится свидетелем того, как жена ругает и бьёт мужа за пропитые деньги и одежду. Её гнев обрушивается и на Раскольникова, тот спешит уйти, но оставляет все же тайком немного денег.
  3. Раскольников возвращается домой. Условия его жизни немногим лучше, чем у Мармеладовых: он должен за квартиру, хозяйка перестала его кормить. Вдобавок ему приходит письмо, которое написала его мать, Пульхерия Александровна, где рассказывается о возможном браке его младшей сестры Дуни с неким Лужиным. Лужин — состоятельный чиновник, его главное требование к невесте: она должна быть без приданного, поскольку он не хочет быть чем-то обязанным жене. Сватовство состоялось через посредничество Марфы Петровны Свидригайловой, ранее обвинившей Дуню в том, что она любовница её мужа.
  4. Раскольников полагает, что Дуня согласилась на подобный брак, чтобы продолжать помогать брату материально. Он не желает принимать такой жертвы и долго в полубессознательном состоянии бродит по улице. На одной из скамеек он замечает пьяную девушку и почтенного господина, имеющего на неё неблаговидные намерения. Раскольников набрасывается на него с кулаками. Городовой их разнимает, выслушивает историю Раскольникова и за его деньги отвозит девушку домой. Сам молодой человек отправляется к своему другу Разумихину.
  5. Друг обещает помочь Раскольникову раздобыть для него уроки. После этого студент, хотя и зная, что после этого деньги закончатся, заказывает в трактире пирог и водку и засыпает в кустах. Ему снится сон, как во время прогулки с отцом на его глазах пьяные и озверевшие извозчики забивают до смерти старую и измождённую клячу. Проснувшись, он осознаёт, что ему может не хватить решимости убить старуху, но, возвращаясь домой, слышит, как на базаре Лизавета — сестра Алены Ивановны — соглашается прийти к кому-то в семь часов вечера и, таким образом, процентщица дома будет одна.
  6. Раскольников вспоминает, как созрел его замысел: в трактире он случайно подслушал разговор двух молодых людей, говоривших о богатстве старухи и как можно было бы зажить на эти деньги. Вернувшись домой, он готовится к убийству: делает «заклад» из хитроумно завязанной дощечки, пришивает под пальто петлю для топора, который ворует из дворницкой. Отправляется к Алене Ивановне.
  7. Старуха, хотя и настороженная тем, как ворвался к ней Раскольников, принимает заклад и, отвернувшись от него, пытается развязать. Студент понимает, что момент настал и, внутренне борясь с собой, убивает процентщицу. В её кармане он находит связку ключей, отправляется в соседнюю комнату и начинает прятать в карманах найденные драгоценности. За этим занятием его застаёт вернувшаяся раньше Лизавета. Справившись с потрясением, Раскольников убивает и её, отмывает топор и руки от крови. Когда он уже готов покинуть квартиру, слышит за входной дверью голоса пришедших клиентов. Раскольников ждёт пока они уйдут и только после этого сбегает.

Часть 2: развитие событий

События, описываемые во второй части, имеют особенно важное значение для понимания сути романа:

  1. Проснувшись следующим днём, Раскольников тщательно проверяет одежду, нет ли на ней крови, прячет награбленное. Служанка приносит ему повестку, по которой он должен явиться в полицейский участок. Молодой человек напуган, но выясняется, что его вызывают в связи с неуплатой долга за квартиру. Уходя из участка, он слышит об убийстве Алены Ивановны и падает в обморок.
  2. Дома Раскольников проверяет, не было ли обыска и уносит краденые вещи, которые прячет в чужом дворе под камнем. Его физическое и психическое состояние становится все хуже. В беспамятстве он приходит к Разумихину и тут же уходит, оставив товарища в растерянности, с трудом добирается до дома, где ему вновь снится страшный сон, в котором избивают хозяйку. Все это он принимает за реальность и спрашивает у служанки о побоях, но та отвечает, что ничего не было.
  3. Очнувшись после болезни на четвёртый день, Раскольников обнаруживает в своей квартире Разумихина, который сообщает ему, что мать прислала денег на оплату квартиры. На эти деньги друг покупает Раскольникову новую одежду, погашает долг. А также Разумихин сообщает, что за время болезни несколько раз с вопросами из полиции приходил письмоводитель Заметов.
  4. Раскольникова осматривает студент-медик Зосимов. Он же и начинает разговор об убийстве процентщицы и сообщает, что уже арестован подозреваемый, но его причастность к делу сомнительна. Во время разговора с визитом к Раскольникову приходит Лужин, но тот обвиняет будущего родственника в браке по расчёту и выгоняет. За ним уходят Разумихин и Зосимов.
  5. Раскольников не остаётся в комнате. Переодевшись, он вновь бродит по улицам, пока не заходит в трактир, где сталкивается с Заметовым. Они вновь обсуждают убийство, и Раскольников рассказывает, как действовал бы, будь он убийцей, а в конце разговора фактически признаётся в этом, но Заметов считает его сумасшедшим. Оставив письмоводителя, Раскольников приходит в квартиру старухи, где говорит об убийстве с ремонтниками.
  6. На улице он видит толпу, собравшуюся вокруг раздавленного лошадями Мармеладова. Раскольников помогает донести его до дома, оставляет все свои деньги на похороны. Вместе с Разумихиным он возвращается домой, где его ожидают приехавшие мать и сестра.

Часть 3: детективная составляющая

Дальнейшее содержание произведения «Преступление и наказание» полностью посвящено детективной составляющей.

Раскольников требует от сестры отменить свадьбу, но та отказывается. После напряжённого разговора мать и Дуня возвращаются в гостиницу, где их следующим утром навещает Разумихин.

Они обсуждают сложившуюся ситуацию, в частности, Пульхерия Александровна просит совета о том, что делать с просьбой Лужина навестить их в отсутствие Раскольникова.

Дуня полагает, что брат должен присутствовать на встрече.

В квартиру Раскольникова приходит Соня с целью пригласить его на похороны. Мать и сестра уже знают, что молодой человек отдал все свои деньги на похороны Мармеладова, и они в курсе положения Сони в обществе. Несмотря на это, Раскольников их официально представляет друг другу, а Дуня даже кланяется Соне.

После этого Раскольников отправляется в полицию, чтобы выяснить, как можно ему получить заложенные вещи. Во время разговора становится понятно, что он тоже является подозреваемым. Следователь Порфирий Петрович припоминает, что ранее Раскольников публиковал статью о разделении людей на обыкновенных и необыкновенных, в числе прочего имеющих право на убийство.

По возвращении Раскольников сталкивается у своего дома с человеком, который называет его убийцей. Нервы молодого человека на пределе, ему снится третий кошмар, в котором он бьёт старуху топором, но та не умирает, а беспрестанно смеётся. Раскольников пытается сбежать, но окружившая его толпа препятствует этому. Проснувшись, он обнаруживает в своей комнате Свидригайлова.

Часть 4: воскрешение Лазаря

Цель Свидригайлова — встреча с Дуней, и Раскольников должен ему помочь. Родион отказывается и чуть позже вместе с Разумихиным отправляется к матери, где уже находится Лужин. Тот раздосадован нарушением своего пожелания, устраивает скандал, после которого Дуня прогоняет жениха.

После этого Раскольников навещает Соню. Обнаружив Евангелие, открытое на странице, где рассказывается о воскрешении Лазаря, он просит девушку прочитать ему эту историю. Когда Соня выполняет просьбу, Раскольников кланяется ей и обещает на следующий день рассказать, кто убил процентщицу и её сестру.

Но перед рассказом он вновь приходит в полицию за вещами, и сталкивается с попытками следователя хитростью заставить его признать вину. В сердцах Раскольников требует уже открыто назвать его виновным, но Порфирий Петрович этого не делает.

В кабинет случайно приводят арестованного ранее красильщика, который признаётся в убийстве.

Часть 5: месть Лужина и признание Раскольникова

Лужин желает отомстить Раскольникову за сорванную свадьбу и подбрасывает Соне в карман 100 рублей. Мармеладовы устраивают похороны, на которые никто не пришёл.

Постепенно между Катериной Ивановной и квартирной хозяйкой закипает ссора из-за приглашённых, и в самый её разгар появляется Лужин. Он обвиняет Соню в воровстве, и деньги, конечно же, находят в кармане девушки.

Лебезятников, сосед Лужина, заявляет, что лично видел, как тот подбросил деньги в карман, но квартирная хозяйка все равно выгоняет все семейство.

Раскольников остаётся с Соней и даёт ей понять, что убийца — он. Девушка с пониманием относится к этому и обещает пойти с ним каторгу, если он признаётся.

Разговор прерывает известие о том, что Катерина Ивановна сошла с ума и вместе с детьми побирается по улицам. Соня и Раскольников пытаются остановить женщину, но ту настигает смертельный приступ чахотки.

Оплату похорон на себя согласен взять Свидригайлов, мотивируя это тем, что слышал все разговоры Сони и Раскольникова.

Часть 6: развязка

Следователь является в квартиру Раскольникова и прямо заявляет, что считает его убийцей. Порфирий Петрович предлагает явиться с повинной через два дня. За это время Родион встречается со Свидригайловым, от которого узнаёт, что тот сильно влюблён в его сестру, но между ними уже ничего не может быть.

После разговора Свидригайлов приходит к Дуне и рассказывает, что её брат — убийца. Он предлагает организовать бегство и помогать финансово, если та согласится быть его любовницей. Дуня пытается уйти, но дверь оказывается запертой.

Тогда девушка стреляет в Свидригайлова, но не попадает. После этого тот выпускает Дуню.

Потрясённый произошедшим, Свидригайлов даёт Соне деньги, которые понадобятся ей с Раскольниковым в каторге, снимает номер в гостинице и стреляется из револьвера Дуни насмерть.

Раскольников прощается с матерью, сестрой и Соней, на перекрёстке целует землю и признаётся в убийстве. После этого он отправляется в полицию, где повторяет своё признание.

Эпилог

Раскольников отбывает наказание на сибирской каторге. Соня, как и обещала, поехала вслед за ним. Дуня и Разумихин поженились, а Пульхерия Александровна вскоре умерла от тоски по сыну. Раскольников держится особняком от остальных заключённых, все свободное время проводя в раздумьях о том, как бездарно он распорядился своей жизнью.

Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkoe-soderzhanie-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.