+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

К какой правовой системе относится правовая система ватикана

Ватикан: форма правления и государственное устройство

К какой правовой системе относится правовая система ватикана

Ватикан – это независимая державная единица, которая является самым маленьким государством-городом мира. И неважно, что находится страна на территории итальянской столицы. Как же она возникла? Какую форму правления имеет Ватикан?

История возникновения Ватикана

Ещё в VIII веке правящий франкский король Пипин преподнёс в подарок Папе часть римский земель. Впоследствии, в 1870 году, итальянские войска заняли Рим, лишив понтифика власти. Противостояние правительства и Святого Престола длилось почти 60 лет. И закончилось, наконец, подписанием Латеранского соглашения. Оно давало Ватикану суверенитет и ежегодную денежную компенсацию от Италии.

Достопримечательности Ватикана

Главной достопримечательностью, заставляющей приезжать сюда толпы туристов, конечно, является собор Святого Петра. Это уникальное место. В строительстве и отделке принимали участие самые великие архитекторы и художники, например Бернини и Микеланджело.

К одной из таинственных достопримечательностей Ватикана можно отнести Апостольскую библиотеку. Она считается открытой, но доступ к её фондам настолько ограничен, что на раскрытие всех тайн может уйти более века.

Здесь находятся ответы на многие исторические вопросы. Например, рукописи Леонардо да Винчи, которые тут хранятся, могут наложить тень на престиж церкви.

По слухам, в подвалах библиотеки спрятана копия труда известного мистика Калиостро, с помощью которого можно обрести молодость.

Территория государства

Территория Ватикана занимает всего 44 гектара. Но, несмотря на размер, здесь имеется своя почтовая связь, радиостанция, железная дорога и вооружённые силы. Стать гражданином этой страны не так просто.

Гражданство не переходит по наследству, а выдаётся на основании служения Святому Престолу. Жизнь здесь протекает довольно спокойно.

Но так как государство слишком мало, то количество преступлений, по статистике, в несколько раз большее, чем в Италии.

Ватикан: интересные факты

Государство имеет свои атрибуты власти: флаг и гимн. Знамя состоит из жёлтой и белой полосы, на нём изображён герб Ватикана. Государственный гимн делится на две части.

Первая поётся на латинском языке, а вторая – на итальянском. Помимо полиции, здесь есть специальная Швейцарская гвардия. Она существует для охраны понтифика с 1506 года.

Стоит отметить несколько интересных фактов про эту службу:

  1. Костюмы гвардейцев сшиты по эскизам Рафаэля. Головным убором служит чёрный берет, в котором любил себя изображать художник.
  2. На службу отбираются молодые люди от 18 до 25 лет. Они обязательно должны быть католиками и иметь швейцарское гражданство.
  3. Гвардейцы не имеют права носить бороду или усы. А вступать в брак могут по специальному разрешению.
  4. Служба продолжается 2 года, но может быть продлена до 25 лет.
  5. Жалование не облагается налогом. Предоставляется бесплатное жильё и последующая пенсия.
  6. Швейцарская гвардия не участвует в войнах. Исключением считается спасение папы Климента VII в 1527 году, где погибли 147 гвардейцев.

Ватикан: форма правления

Что касается державного устройства, то в этом плане существует некоторая правовая коллизия. Принято считать, что форма правления государства Ватикан – абсолютная теократическая монархия. Её отличительными чертами являются следующие характеристики:

  • Сосредоточение всех ветвей власти в одних руках.
  • Власть передаётся по наследству.
  • Монарх не несёт ответственности как таковой.
  • Срок избрания монарха – бессрочный.

Так какая форма правления в Ватикане? Известно, что он имеет свою Конституцию, состоящую из шести актов. В Основном законе нет упоминания о том, что Папа Римский – монарх.

В статье 1 говорится о том, что он является Владыкой государства-города Ватикана и Верховным Понтификом. В его руках сосредоточены все три ветви власти.

Однако законодательные полномочия делегированы Понтификальной Комиссии, состав которой формируется Владыкой на 5 лет. Её председатель осуществляет исполнительную власть в государстве.

В определённых случаях Генеральный Секретарь также может осуществлять исполнительную власть. Судебная ветвь полностью находится в руках Папы Римского, от имени которого создаются соответственные органы. Именно они и выносят решение от имени Владыки, который имеет право амнистировать, прощать, помиловать или освободить от наказания.

Чем еще примечателен Ватикан? Форма правления могла бы создать прецедент в юриспруденции, если бы не тот факт, что Папа самостоятельно назначает лиц, которым делегирует собственные полномочия. Таким образом, это полностью соответствуют определению монархии в целом.

Что касается наследования власти, то Конституция не регламентирует избрание монарха. Это лежит в области канонического права, которое занимает первостепенное место в иерархии правовых источников государства-города Ватикан.

Форма правления, как видим, обосновывается не только Конституционными актами.

Конклав (Коллегия кардиналов) тайно избирает главу, что является нетрадиционным методом для монархии. Зачастую это и даёт пищу для споров.

Подобный метод избрания связан с историческими предпосылками – Папа Григорий VII упразднил институт наследования, что связано с нежеланием потери богатств церковью.

С другой стороны, связь с женщиной всегда считалась греховной, поэтому передача власти по наследству становилась невозможной для понтифика.

Это маленькое государство управляется Святым Престолом и является абсолютной монархией. Папа Римский является сувереном государства и выбирается кардиналами на пожизненный срок.

Главой исполнительной власти является государственный секретарь, административной – губернатор, назначаемый Понтификальной Комиссией. Юридически Ватикан имеет статус суверенной территории Святого Престола.

Главный административный орган – Римская Курия.

Самостоятельное и имеющее свои взгляды государство-город – Ватикан. Форма правления – одна из древнейших в мире. Пусть оно не является промышленным и не имеет своего сельского хозяйства, но для нравственного и политического развития оно играет важную роль.

Источник: http://fb.ru/article/250002/vatikan-forma-pravleniya-i-gosudarstvennoe-ustroystvo

Государство-город Ватикан

К какой правовой системе относится правовая система ватикана

Относится к категории малых карликовых стран.

Самая маленькая карликовая страна Европы и Мира.

ИКС=127.

Территория: государство площадью 0,44 кв. км, расположенное на Ватиканском холме г. Рима. Население — 932 чел. (2006 г.), 921 чел. (2005 г.), официальными являются итальянский и латинский языки.

Государственное устройство: абсолютная теократическая монархия, глава государства — папа римский, являющийся одновременно главой римской католической церкви. Он избирается тайным анием конклава кардиналов. Папе принадлежит верховная, законодательная и судебная власть.

Он управляет Ватиканом с помощью комиссии из 5 кардиналов, назначаемых им сроком на 5 лет. Совокупность подчиненных папе учреждений, являющихся центральными органами управления католической церкви и государства Ватикан, образуют Римскую курию.

Функцию премьер-министра выполняет государственный секретарь.

История. Ватикан является наследником Папской области — государства римских пап, существовавшего с VIII в. по 1870 г. 11 февраля 1929 г. между Италией и Ватиканом был подписан Латеранский договор, по которому Италия признавала суверенитет и независимость последнего.

Экономика. Ватикан не имеет налоговой системы и начал публиковать данные о своем бюджете только в 1998 г. Ватикан — солидный держатель акций и облигаций ряда крупных итальянских и зарубежных компаний и банков. Их стоимость неофициально оценивается более чем в 13 млрд долл.

Около 3/4 капиталов Ватикана вложено в Италии. Ватикан владеет крупной недвижимостью в Европе и Латинской Америке. Велики поступления от паломников и туристов (так называемый «грош святого Петра»).

Ватикан имеет собственный банк ” Институт религиозных дел”, чеканит собственные монеты и выпускает собственные марки. Валютный союз с Италией определяет фактическое вхождение Ватикана в зону евро. Ватикан является членом ОЭСР и имеет постоянного представителя в ООН.

В официальных документах используется обращение «Представительство Святого Престола».

Государственное устройство

Ватикан не имеет конституции в точном смысле этого слова. Ее роль выполняли Конституционные акты государства-города Ватикана от 7 июня 1929 г.

, наиболее важным из которых был Основной закон, а также “апостолическая конституция” от 15 августа 1967 г., названная “Regimini Ecclesiae Universae” и содержащая реформу римской курии (см. ниже). В ноябре 2000 г.

Папа обнародовал новый Основной закон Ватикана (вступил в силу в феврале 2001 г.), который фактически закрепил систему разделения властей.

По форме правления Ватикан – абсолютная теократическая монархия.

Глава государства – Папа Римский, имеющий среди прочих титулы Верховного главы (понтифика) церкви (Sommo Pontefice) и монарха ватиканского государства.

Он избирается пожизненно коллегией кардиналов, как правило, из числа кардиналов тайным анием большинством в 2/3 плюс один голос не позднее чем через 18 дней после смерти предыдущего Папы. Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

В его компетенцию входит представление Ватикана в международных отношениях, заключение, ратификация и денонсация международных договоров и конкордатов, прием и назначение дипломатических представителей.

Законодательная власть в соответствии с Основным законом 2000 г. делегируется Папой постоянно действующей Комиссии кардиналов, состоящей из Кардинала-президента и других кардиналов, назначаемых Папой сроком на 5 лет. Кардинал-президент может издавать ордонансы в исполнение законов.

К высшим консультативным органам Ватикана относятся: Вселенский собор Римско-католической церкви, Коллегия кардиналов и Синод епископов.

Вселенский собор представляет собой собрание епископов католической церкви, созываемое Папой для решения важных церковных вопросов. Созывается весьма редко. XIX Вселенский собор (Тридентский) заседал в XVI в., XX (Первый Ватиканский) – в 1870 г. Последний, XXI Вселенский собор (Второй Ватиканский), состоялся в Риме в 1962-1965 гг. Принял программу “обновления” церкви.

Коллегия кардиналов является совещательным органом при Папе и собирается для обсуждения наиболее важных церковных дел и для выборов Папы.

Во время избрания Папы Коллегия носит название конклава, в котором могут участвовать лишь кардиналы моложе 80 лет, назначаемые Папой пожизненно. Число кардиналов непостоянно (более 170 к 2000 г.).

Около 1/3 из них входят в состав Римской курии (см. ниже), остальные занимают руководящие посты Римско-католической церкви в других странах.

Синод епископов – совещательный орган при Папе Римском, в который входят представители национальных епископатов и международных католических организаций.

Часть членов Синода назначается Папой, другая избирается национальными епископскими конференциями. Созывается Папой не реже одного раза в 3 года.

Решения Синода принимаются 2/3 , вступают в силу после утверждения Папой. Учрежден по рекомендации Второго Ватиканского собора.

Исполнительная власть, согласно Основному закону, делегируется Папой Кардиналу-президенту, который обязан выносить наиболее важные вопросы на обсуждение Комиссии кардиналов (см. выше). Практическое руководство политической, экономической и религиозной деятельностью ватиканского государства и католической церкви осуществляет Римская курия – своего рода правительство Ватикана.

Главой этого органа является Государственный секретарь. В состав Римской курии входят Государственный секретариат, 9 конгрегаций (духовные ведомства), 3 трибунала, 12 папских советов и комиссий, другие ведомства. Каждая конгрегация возглавляется кардиналом-префектом. Срок пребывания в должности лиц, занимающих важнейшие посты, – 5 лет.

Эти лица должны уходить в отставку со смертью Папы.

Правовая система

Правовая система Ватикана основана на каноническом праве (jus canonicum), а также на законодательстве самого Ватикана и Италии.

Главными источниками действующего в государстве-городе Ватикане права являются: а) Кодекс канонического права (Codex Iuris Canonici) и апостолические постановления; б) законы, промульгированные для города Ватикана Верховным главой церкви или делегированной им властью, а также постановления, издаваемые компетентными властями.

Закон Ватикана об источниках законодательства 1929 г. установил, что в Ватикане с рядом оговорок применяются Уголовный, Гражданский и соответствующие процессуальные кодексы Италии, а также целый ряд иных итальянских законов. В частности, регулирование ряда гражданских отношений в изъятие из ГК было оставлено за каноническим правом.

К таким отношениям отнесены: дееспособность для совершения юридических действий по приобретению имущества и распоряжению им по договорам как между светскими и духовными лицами, являющимися ватиканскими гражданами, так и на случай их смерти; браки; действие давности в отношении церковного имущества; дарения и отказы на случай смерти в пользу религиозных учреждений.

Каноническое право католической церкви складывается из решений церковных соборов и постановлений римских пап. Согласно доктрине Ватикана конечным материальным источником канонического права является “божественное право”.

Исторически каноническое право складывалось в значительной мере на основе римского права и служило его “проводником” во многих странах мира, где действовали христианские церкви. В этом качестве оно сыграло важную роль в развитии многих правовых систем. Первые сборники канонов появились еще в IV в. Первая кодификация канонического права была проведена в XII в.

болонским монахом Грацианом в Трактате “Согласование разноречивых канонов”, который получил значение источника права под названием “Декрет Грациана”. В 1582 г. в правление Папы Григория XIII был издан “Свод канонического права” (Corpus Iuris Canonici), представляющий переработанное издание трактата Грациана.

В этот период к сфере канонического права и церковной юрисдикции относились и внецерковные правоотношения – брачно-семейные, имущественные и др. С ослаблением светской власти пап церковная юрисдикция ограничивалась, а каноническое право все больше сближалось с собственно церковным правом.

Современное каноническое право представляет собой совокупность канонов как религиозно-правовых предписаний, регулирующих преимущественно отношения внутри церковной организации и вопросы брака.

Оно не охватывает всей совокупности общественных отношений, а лишь формулирует некоторые принципы, которым для соблюдения христианской морали светское право должно придать силу и которыми должны руководствоваться верующие.

Как и любое конфессиональное право, каноническое право католической церкви является не территориальным, а персональным. Оно выступает ныне в качестве одной из мировых правовых систем, влияние которой распространяется на десятки стран.

В начале ХХ в. его нормы были систематизированы в Кодексе канонического права, изданном Папой Бенедиктом XV в 1917 г. Кодекс состоял из 2414 канонов, объединенных в 5 книг.

Последние охватывали систему источников канонического права, так называемое конституционное право церкви, таинство, учительство, церковное право наследования и канонические процедуры судопроизводства.

Цель кодификации – заменить множественность источников канонического права единым – была достигнута не полностью: Кодекс не отменял договоров Святого Престола с различными нациями, допускал отдельные обычаи и законы, противоречащие его указаниям, почти не касался восточных католических церквей. Кроме того, после 1917 г.

были изданы многочисленные церковные законы, исправляющие или дополняющие Кодекс Бенедикта. Кодификация канонического права восточных католических церквей была завершена в 1945 г. с публикацией проекта Восточного кодекса канонического права (Codex Iuris Canonici Orientalis). Он был обнародован Папой поэтапно, в 1949-1957 гг., и не полностью.

В 1983 г. Папа Иоанн Павел II утвердил новый Кодекс канонического права для латинской католической церкви, ознаменовавший очередную правовую реформу. Кодекс 1983 г. короче предшествующего и содержит 1752 канона, распределенных на 7 книг.

В первой книге кодифицированы общие нормы, в принципе применимые ко всем областям канонического права. Вторая книга, озаглавленная “О Народе Божьем”, объединяет совокупность канонических норм относительно конституциональной структуры католической церкви латинского обряда.

Третья книга “Об учительском служении Церкви” и четвертая книга “О святительском служении Церкви” содержат юридическую регламентацию двух основных функций церкви: провозвестия Слова Божьего и совершения таинств. Пятая книга регулирует управление церковным имуществом, а шестая – наложение канонических санкций.

Последняя, седьмая книга “О процессах” посвящена каноническим процедурам. В Кодексе широко применяются отсылки к обычаям и частным законам.

В 1990 г. Папа Иоанн Павел II обнародовал новый Кодекс канонов восточных церквей (Codex Сапопит Ecclesiarum Orientalium). В нем содержатся лишь положения, общие для 21 восточной католической церкви. В остальных случаях Кодекс отсылает к партикулярному праву каждой из них.

Оба последних кодекса включают значительное количество канонических норм, относящихся к сфере брачно-семейных отношений. В настоящее время матримониальное каноническое право Ватикана находит весьма широкое применение во всех странах, где есть католические общины и признается (в той или иной мере) церковный брак.

Эти канонические нормы устанавливают, в частности, препятствия к браку, форму его заключения, условия для смешанных браков, права и обязанности супругов, принцип абсолютной нерасторжимости брака.

При отсутствии института развода признаются все же две формы расторжения брака: провозглашение несостоятельности (констатация факта, что эти узы никогда не были действительным образом установлены) и расторжение брачных уз (разрыв действительным образом установленных брачных уз в исключительных случаях: признания супруга умершим, крещения полигамного супруга и т.п.). Католическое каноническое право строго запрещает аборты и планирование рождаемости.

Смертная казнь в Ватикане отменена Папой Павлом VI в 1969 г.

В Ватикане действуют курсы канонического права, на которых обучаются студенты из многих стран мира.

Судебная система

Согласно Основному закону Ватикана судебная власть от имени Папы осуществляется органами, строящимися в соответствии с судебной системой государства.

Судебная власть по гражданским делам, неподсудным единоличному судье, и по уголовным делам осуществляется в обычном порядке судами первой инстанции и Высшим церковным апелляционным судом – Священной римской ротой; в чрезвычайных случаях допускается обжалование в Верховный суд сигнатуры. Священная римская рота является также апелляционной инстанцией по отношению к церковным судам вне пределов Ватикана (в основном по брачно-семейным делам). Назначение и отзыв судейского персонала сохраняется за Папой. Дисциплинарная власть осуществляется Верховным судом сигнатуры.

По любому гражданскому или уголовному делу и во всех стадиях производства Папа может передать дело комиссии с предоставлением ей права вынести решение согласно справедливости и без права какого-либо дальнейшего обжалования.

Право помилования, амнистии, освобождения от наказания и смягчения наказания во всех случаях сохраняется за Верховным главой церкви.

На практике все уголовные дела, подпадающие под юрисдикцию Ватикана, разрешаются судами Италии.

Список литературы

Источник: http://www.neuch.ru/referat/71557.html

Виды правовых систем

К какой правовой системе относится правовая система ватикана

Дата написания: 2014-04-29

Право, как бы его не упрощать, все равно остается достаточно сложным социальным явлением. В разных частях земного шара оно возникает, проявляет себя и изменяется по разному.

Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья.

Правовые семья или по другому правовые системы имеют в основе своей общие для всех национальных правовых систем (входящих в группу) характеристики, если несколько упростить и обобщить, то можно сравнить правовые системы по трем составляющим: правопонимание, правотворчество и правоприменение.

Классифицируя существующие правовые системы можно выделить следующие семьи

  • Англосаксонская правовая семья (правовая система общего права)
  • Романо-германская правовая семья (правовая система континентального права)
  • Религиозные и традиционные правовые системы

Необходимо отметить, система права и правовая система не являются синонимами и не тождественны по содержанию. Система права является лишь одной из составляющих правовой системы, которая по структуре гораздо сложнее и объемнее. Данные правовые понятия соотносятся между собой как часть (система права) и целое (правовая система).

Правовая система общего права

Правовая система общего права зародилась в Англии и по сути изначально представляла собой классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судьями. Другими словами, для общего права в чистом виде справедливо выражение: “судебная защита предшествует праву”.

Это означает, что право изначально как бы не определено, оно зарождается в судебных прецедентах. В результате этого, в странах с англосаксонской системой основным источником права в большинстве случаев являются нормы, которые сформулированы судьями и выражены в судебных прецедентах.

Конечно, это не исключает важной роли статутного (законодательного) права, однако его роль во многих случаях является как бы вторичным по отношению к прецедентному праву.

В связи с этим, подход к праву у юристов англосаксонского права имеет свою специфику, если юрист континентального права рассматривает в целом право как совокупность предустановленных правил, то для англичанина, например, право – это в основном то, к чему в конечном счете придет судебное разбирательство. Первые интересуются прежде всего тем, как регламентирована сама ситуация, последние – направляют свои силы на то, чтобы понять в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению. Согласитесь это далеко не одно и тоже.

Структура англосаксонской правовой системы менее упорядочена, дифференциация на отрасли и институты не имеет выраженного характера, деление права на публичное и частное отсутствует.

Для понимания функционирования англосаксонской правовой системы необходимо обратиться к понятию прецедента, которое является исходной точкой в ее развитии.

При разбирательстве любого судебного дела, безусловно, полного совпадения обстоятельств разных дел практически не бывает. Это очевидно, жизнь гораздо шире, устанавливаемых нами шаблонов. Однако ряд обстоятельств все-таки имеют некоторые закономерности.

Задача судьи найти эти обстоятельства. Это в его компетенции и на его усмотрение признать те или иные фактические обстоятельства сходными или нет, от этого в конечном счете и зависит применение той или иной прецедентной нормы.

Судья в англосаксонской правовой семье, если можно так выразиться, более “свободен” что-ли во время судебного разбирательства в плане понимания и трактовки права.

Иногда судья находит аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они казалось бы не совпадают. А бывает и так, что судья вообще может не найти никакого сходства обстоятельств.

В этом случае, если рассматриваемая ситуация не регламентирована необходимыми нормами статутного права, судья вправе сам создать правовую норму, становясь при этом как бы законодателем.

Судебное решение в такой ситуации более развернуто, оно содержит и анализ представленных доказательств и мнение самого судьи по поводу спорных фактов, а также мотивы, которыми руководствовался судья при вынесении своего решения, и, наконец, правовые выводы.

Так вот, прецедентом, в строгом смысле, является лишь та часть судебного решения, которая именуется юристами как «ratio decidendi» (т.е. основание решения) и представляет собой правовое положение, на котором основано вынесенное судом решение. Именно ratio decidendi и и носит обязательный характер, остальную часть судебного решения именуют как «obiter dictum» (попутно сказанное), и по сути не рассматриваться в строгом смысле как нечто обязательное.

Правовая система континентального права

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

(Рене Давид)

Романо-германская правовая семья создавалась на базе римского права и имеет с ним много общего (структуру, источники, понятийно-юридического аппарат). Как говорят правоведы произошла рецепция (от лат. receptio – принятие) римского права, т.е.

восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного и идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых сложившихся отношений в феодальной Европе.

Римское право по сути было существенно переработано в европейских университетах, однако его многие фундаментальные моменты остались. Основным толчком в развитии континентального права послужило усилившееся влияние частной собственности.

Как известно, римское право по существу представляет собой классическое выражение жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность.

В первую очередь именно это способствовало приспособлению римского права к развивающимся в Европе экономическим отношениям.

В связи с тем, что континентальное право создавалось преимущественно в университетах Европы непосредственно юристами (в отличии от англосаксонского права, которое создавалось в судах, где судьи редко имели юридическое образование), правовая система континентального права получилась более структурированной, в которой реализовано деление на отрасли и институты, на право публичное и частное, на материальное и процессуальное право. Юридическая техника изложения нормативных актов имеет более абстрактный характер.

Континентальная система права, если говорить обобщено, в результате глубокой переработки римского права пошла по двум направлениям построения гражданского права:

  • Пандектная система
  • Институционная система

В юридико-техническом смысле изложения актов пандектная система считается выше институционной. Одной из основных идей пандектной системы заключается в том, что все материальные нормы можно разделить на те, которые касаются любых институтов гражданского права (т.е.

применимы для всех), и на те, что посвящены отдельным, конкретным институтам (т.е. применимы для некоторых). Первые образовывают так называемую “Общую часть”, включающую общие положения, нормы о субъектах права, объектах прав и самих правах и т.д.

Последние образовывают так называемую “Особенная часть”, включающее отдельные положения по вещному, обязательственному, наследственному праву и т.д. По этому принципу построен современный Гражданский кодекс РФ, а также подавляющее большинство других законодательных актов.

Институционная система в чистом виде предполагает разделение гражданского кодекса на три части – первая посвящена лицам, вторая часть описывает виды имущества, а третья описывает способы приобретения собственности. При этом Общая часть не подразумевается.

Однако сегодня институционная и пандектная системы постоянно развиваются и сближаются, в каждой из них теперь можно найти что-то общее, сейчас уже трудно говорить о них как о самостоятельных системах.

Основным источником права в романо-германской правовой семье является закон. Как правило, в странах континентального права есть писаные конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу.

Религиозные и традиционные правовые системы

Данные правовые системы объединены условно в одну группу, право в них тесно переплетено с религией и обычаями, которые передавались от поколения к поколению. Без учета специфики, существующей в странах с многовековыми традициями, обычаями и вероисповеданием, право, как регулятор общественных отношений, не имеет никакого смысла.

Например, правовую система индусского права нельзя рассматривать без учета кастового деления общества. Картина не будет полной и адекватной.

И хотя в современной Индии проделана большая работа по кодификации индусского права и судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами, в самом обществе на бытовом уровне мощнейшим регулятором остается религия и обычаи.

Аналогичным образом, не учитывая вопросы религии, нельзя рассматривать и мусульманское право, которое исходит из того, что изначально право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда.

Это право дано человечеству раз и навсегда, в связи с чем обществу следует руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Задача мусульманских юристов в толковании и разъяснении права, а не создании нового.

Мусульманское право представляет собой хороший пример права юристов. Здесь правовая наука, а не государство играет роль законодателя, порой учебники имеют силу закона. Как правило, при рассмотрении дела судья прямо не обращается к Корану или сунне (преданиям о Пророке).

Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан и неоспорим.

Вместе с тем необходимо отметить, в последнее время все правовые системы стали постепенно сближаться, заимствуя у друг друга те или иные правовые конструкции.

Более того, сами источники права, которые ранее сложно было представить в одних правовых системах как “работающие”, стали все больше появляться в них и играть заметную роль в регулировании общественных отношений.

К примеру, закон сегодня также важен в правовой системе общего права, как и прецедент в праве континентальном. Аналогичным образом по ряду направлений религиозные и традиционные правовые системы органично переплетаются с англосаксонским и континентальным правом.

Подведем итоги.

В разных частях земного шара право возникает, проявляет себя и изменяется по разному. Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья.

Классифицируя существующие правовые системы можно выделить следующие семьи

  • Англосаксонская правовая семья (правовая система общего права)
  • Романо-германская правовая семья (правовая система континентального права)
  • Религиозные и традиционные правовые системы

В англосаксонской правовой семье основным источником права является прецедент, в романо-германской – закон, а в религиозных и традиционных правовых системах – доктрина и обычай. Вместе с тем, в настоящее время правовые системы стали более “обтекаемы” и имеют тенденцию сближения, заимствуя все чаще у друг друга те или иные правовые конструкции.

Резюме…

Источник: http://vnedogovora.com/view_post_t.php?id=31

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.