Индивидуальный образовательный маршрут в доу по фгос образец
Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ: применение, заполнение, образцы
Не все дети любят ходить в детский сад и начальную школу. В первую очередь, это связано с тем, что основа образовательного процесса ориентирована на среднестатистических детей, чье здоровье полностью соответствует возрасту.
По этой причине некоторые воспитанники (ученики), имеющие отклонения в развитии, не могут раскрыться в окружающем их обществе.
Решением этой проблемы стало введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который устанавливает новый подход к современной системе образования и позволяет применять всевозможные педагогические средства для успешного развития детей.
задача воспитателей и учителей — создать приемлемую обстановку для самореализации каждого из обучающихся.
Решением поставленной задачи является регулярное, полноценное заполнение индивидуальной карты развития ребенка по ФГОС, с помощью которой можно создать все условия для социализации и личностного формирования, а также для эмоционального, интеллектуального, общефизического и творческого развития личности.
Психологическое развитие ребенка
В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду.
На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.
Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ – это документ, содержащий всю информацию об успеваемости воспитанника и о его достижениях. Если дошкольник имеет психические отклонения, это также отмечается в индивидуальной карте развития ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
Правила заполнения индивидуальной карты
Карта история развития ребенка имеет несколько разделов, заполнением которых занимаются ответственные воспитатели, медицинские работники и педагоги.
Например, раздел “Физические изменения” заполняет инструктор по физической культуре, тот который непосредственно занимался с дошкольником на протяжении рассматриваемого промежутка времени, раздел “Психика” заполняет психолог, “Маршрут (ИОМ)” — воспитатели.
Примечание. ИОМ – Индивидуальный образовательный маршрут.
Заполненная карта индивидуального развития ребенка — документ, в котором расписаны данные дошкольника по определенным требованиям.В диагностические карты индивидуального развития ребенка обязательно включают следующие разделы: общие сведения, физические и психические изменения, образовательные достижения и успеваемость, предпосылки к творчеству, ИОМ, реализация ИОМ, уровень готовности к школьному обучению.
Общие сведения
Данные о воспитаннике и его семье — название образовательного учреждения, период обучения, номер группы, кто воспитатели (преподаватели), какие дополнительные занятия посещал воспитанник, а также его увлечения, интересы, достижения, сведения о родителях и о домашних условиях (где спит, играет, занимается, обеспечен ли всеми необходимыми развивающими игрушками и т.д).
Физические и психические изменения
Данные физического изменения дошкольника (рост, вес) заполняются ежегодно (в возрасте 2-3 лет, 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в начале или конце учебного года, также должны быть вписана группа здоровья, наличие/отсутствие острых и хронических заболеваний. При поступлении карта развития ребенка дошкольника заполняется частично, например, указывается степень адаптации к дошкольному учреждению.
При наличии уроков физкультуры и во время проведения спортивных соревнований (бег, прыжки, метание, гибкость, выносливость) учитываются не только с какой скоростью бежал ученик, но и как вел себя при этом. Например, при сдаче норматива “бег 30 м” отмечается результат забега, а также следил ребенок за дыханием или нет, отвлекался на окружающих ровесников или нет.
Основные диагностируемые параметры:
- психические процессы (мыслительные и речевые, внимательность, память);
- личностные качества (самооценка, темперамент);
- степень общительности (со взрослыми, со сверстниками, а также статус в группе — лидер или агрессор).
Достижения и предпосылки
Достижениями воспитанника в детском саду можно назвать как его хорошую память, так и умение постоять за себя в группе. Чаще всего в индивидуальной карте прописаны не только области развития, но и подробно составлены их подразделы. Образец заполнения карты индивидуального развития ребенка:
№ | Наименование области развития | Подразделы |
Источник: https://onlymama.ru/sistema-obrazovaniya-rf/fgos/individualnaya-karta-razvitiya-rebenka-po-fgos-v-dou/
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС: образец
Персональное внимание каждому ученику, приоритет интересов ребенка – таковы принципы государственного стандарта образования и задачи, которые призван решать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС.
Программа дошкольного обучения, ориентированная на среднестатистического ученика, может оказаться для некоторых детей слишком сложной, а для других, более способных – недостаточным мотиватором к дальнейшему развитию. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) дошкольника по ФГОС – образец новой методики, предполагающей организацию процесса обучения в ДОУ с учетом персональных качеств каждого из воспитанников.
ИОМ определяет факторы интеллектуального и социально-личностного развития ребенка. Составляется специалистами ДОУ в виде поэтапного плана с указанием целей, задач, используемых педагогических ресурсов, методических приемов и результатов обучения по индивидуальной образовательной программе.
Цели и принципы индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Индивидуализация обучения сглаживает несоответствие между уровнем, установленным общеобразовательной программой, и объективными возможностями ребенка.
ИОМ – это управление всесторонним развитием малыша и реализация его личностного потенциала, основанная на подробном изучении внутреннего мира дошколенка и его социального окружения.
Это демонстрация эффективности партнерства педагога, воспитанника и родителей.
Отвечает эксперт справочной системы «Образование»
Принцип действия ИОМ – в адаптации педагогических технологий и методик к персональным качествам ребенка. Образовательный процесс будет успешным при условии, что учитываются трудности, которые может испытывать дошкольник, темпы овладения знаниями и навыками.
Цель индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС – создание мотивации и благоприятных условий для активности ребенка, раскрытия его интеллекта, эмоций, физического и творческого потенциала.
Задача педагогов ДОУ – квалифицированная разработка ИОМ при содействии профильных специалистов, с подбором методов обучения, соответствующих индивидуальным потребностям дошкольника, и составлением адекватных нагрузок – учебных, физических, психологических.
Основные критерии, определяющие стратегические направления ИОМ:
- объективно установленный уровень развития дошкольника;
- степень готовности ребенка к образовательному процессу;
- цели и задачи индивидуальной деятельности на ближайшую перспективу.
Программу координируют с возможностями конкретного ДОУ, положениями государственного заказа, пожеланиями родителей.
Основополагающие принципы разработки образовательного маршрута – неукоснительное соблюдение интересов детей, отказ от усредненных нормативов, непрерывности квалифицированного педагогического сопровождения на всех запланированных этапах.
Основные задачи индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС:
- поддержка саморазвития ребенка и освоения им образовательной программы ДОУ;
- формирование умения учиться – понимания учебной задачи, планирования деятельности, концентрации внимания, развития самодисциплины;
- разработка и совершенствование координации движений и моторики;
- формирование и закрепление основ поведения – бытовых, коммуникативных, общекультурных;
- приучение дошкольника к различным видам деятельности – сенсорной, предметно-манипулятивной, игровой, практической;
- развитие речи – речевых конструкций и механизмов;
- формирование понятий и представлений о естественной среде и сфере общественно-социальных отношений, о категориях времени, количества, пространства.
Реализация ИОМ предусматривает регулярный мониторинг уровня освоения материала каждым воспитанником.
В качестве методического инструментария для прохождения индивидуального маршрута используются:
- подвижные и ролевые игры, этюды-импровизации, занятия-диалоги и беседы, литературные чтения и обсуждение произведений;
- игровые упражнения и психологические тренинги для релаксации, снижения тревожности, страхов, агрессии, для совершенствования поведенческих и социально-коммуникативных навыков;
- упражнения на воображение, мышление, память;
- различные направления арт-терапии – лечения искусством и рукоделием.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС систематически корректируется по результатам промежуточного и итогового контроля. Это позволяет определить ключевые направления последующих занятий в целях реализации индивидуальных потребностей ребенка и успешного развития его личностных качеств.
Виды и направления образовательных маршрутов в ДОУ
Программы ИОМ разрабатывают для детей:
- с ограничениями по здоровью – ОВЗ;
- одаренных, с уровнем интеллектуального развития выше средних нормативных стандартов;
- испытывающих трудности при усвоении общеобразовательной программы и нуждающихся в коррекционной поддержке специалистов.
Актуальность индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников с ОВЗ оправдана в формате инклюзивного обучения по ФГОС. Поскольку в процессе совместного обучения позволяет снять барьеры между воспитанниками, отнесенными к разным группам здоровья.
ИОМ дошкольника с ограничениями по здоровью составляют по результатам диагностических исследований, с учетом квалифицированных рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогического консилиума). Принцип разработки образовательного маршрута при ОВЗ – поддержание сильных сторон ребенка и аргументированная компенсация дефектов развития.
При составлении учитывают:
- пределы допустимых для ребенка нагрузок;
- наличие в ДОУ специальных коррекционных и развивающих программ;
- особенности индивидуально психолого-педагогической коррекции;
- возможность корректирования действующего образовательного маршрута.
Одаренные дети также нуждается в дифференциальном обучении и личностном подходе к каждому из них.
Если обучать таких дошколят по стандартной программе, они быстро теряют интерес к образовательному процессу и, соответственно – мотивацию.
Избежать этого можно только при условии, что педагог своевременно выявляет в группе одаренных малышей и разрабатывает образовательную стратегию с учетом их особенностей.При составлении индивидуального образовательного маршрута для одаренных дошкольников учитывают:
- особенности и интересы ребенка;
- пожелания родителей;
- имеющийся потенциал для достижения результата;
- возможности и ресурсы ДОУ для удовлетворения потребностей одаренного ребенка.
Участие родителей в составлении и реализации маршрута очень важно, поскольку методика, применяемая в детском саду, должна продолжаться и дома.
Все дети рождаются с определенными способностями, которые требуют особого внимания и постоянного улучшения. Дошкольное учреждение, как первый социальный институт в жизни ребенка, призван сыграть главную роль в этом развитии.
Что требуется для составления индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Созданию ИОМ предшествует подробное и квалифицированное диагностическое исследование с целью выявить поведенческие особенности ребенка, уровень его развития – интеллектуального, психоэмоционального, социально-коммуникативного и физического.
Результаты исследований рассматриваются на педсовете ДОУ, который дает рекомендации для дальнейшего обследования детей специалистами психолого-медико-педагогический консилиума. Консилиум, в свою очередь, составляет список дошкольников, для которых индивидуальный образовательный план является объективной необходимостью.
Подготовительная исследовательская деятельность выполняется в следующих направлениях:
- Составляется характеристика ребенка с указанием скорости и степени адаптации в детском сообществе и перечислением дошкольных учреждений, воспитанником которых ранее он был.
- Составляется характеристика семьи по результатам внимательного изучения взаимоотношений между всеми членами и особенно – между ребенком и родителями.
- Изучаются физические особенности малыша – осанка, походка, мимика. Определяется уровень физического развития и группа здоровья. Отмечается аппетит и характеристика сна.
- Определяется уровень развития мышления, памяти, внимания и речи.
- Выявляются склонности к определенным видам деятельности, чтобы впоследствии использовать полученные данные в учебно-воспитательном процессе.
По данным, полученным в результате подготовительных исследований, педагоги в сотрудничестве с профильными специалистами продумывают диагностический и содержательный контент ИОМ. Составляется календарный план, в котором прописаны этапы организационно-педагогической работы и педагогические технологии.
Структура ИОМ дошкольника и образец заполнения по ФГОС
В структуре образовательного маршрута присутствуют следующие составляющие:
- целевая – определение целей в соответствии с ФГОС;
- содержательная – систематизированное представление учебных предметов и рекомендованных занятий;
- технологическая – состав используемых педагогических методик, технологий и приемов;
- диагностическая – применяемые методы диагностирования;
- организационно-педагогическая – способы и условия достижения заданных целей;
- результативная – итоговые результаты развития дошкольника к моменту поступления в первый класс.
Индивидуальный маршрут содержит вводную часть с общей информацией о воспитаннике и его семье, с указанием причин, целей и задач разработки ИОМ. Здесь же представлены график и форма занятий.
Регистрируются данные диагностических исследований, которые используются для глубокого анализа нарушений в развитии, составления объективной оценки уровня развития ребенка и планирования коррекционных занятий.
Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Прилагается график лечебно-оздоровительных мероприятий, предусматривающий корректное распределение физических нагрузок и систематику закаливающих процедур.
План индивидуальных занятий в составе ИОМ предусматривает обязательную интеграцию индивидуального маршрута с общеобразовательной деятельностью учреждения.
Обязательный компонент ИОМ – карта индивидуального маршрута развития ребенка в ДОУ по ФГОС и отчет о ее реализации с указанием темы, содержания мероприятий, результатов проведенных занятий, с итоговыми выводами и рекомендациями.
Образец карты индивидуального маршрута развития ребенка в ДОУ по ФГОС
В листе наблюдения отображается динамика образовательного процесса. Это необходимо для внесения своевременных корректировок в образовательный план, для определения оптимальных форм работы в целях повышения эффективности образовательной деятельности дошкольника.
ИОМ представляет итоговую оценку достижений ребенка в освоении персонального образовательного плана и результаты контрольных промежуточных испытаний по окончании тематических блоков. Заключительное положение индивидуального маршрута – рекомендации и квалифицированные консультации в помощь родителям.
Совместная продуктивная работа воспитателя, дошкольника, родителей, направленная на полноценную реализацию ИОМ – залог положительной динамики в интеллектуальном, социально-психологическом, физическом становлении ребенка. Такая деятельность требует от педагога высокого квалификационного уровня и работоспособности, персональной заинтересованности в хороших результатах.
Источник: https://www.resobr.ru/article/63242-qqq-17-m12-individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-doshkolnika-po-fgos
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по фгос: его цель, разработка, образец с примерами заполнения + фото
Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов.
Однако программа обучения малышей ориентирована на ребёнка со средними способностями, а значит, для работы с детьми, имеющими отклонения от норм развития или, наоборот, опережающими своих сверстников, необходимо корректировать рекомендованные стратегии образования.
Этим объясняется актуальность разработки отдельного плана для развития конкретного ребёнка-дошкольника, который получил название индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) согласно ФГОС.
Суть понятия ИОМ
Первым воспитателем, использовавшим ИОМ, была Мэри Поппинс: её воспитанники получали все необходимые знания через те занятия, которые им нравились
. Галилео Галилей говорил: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе».
Индивидуальным образовательным маршрутом называется программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефектологов, воспитателей и методистов на конкретной образовательной ступени (в детском саду это младшая группа, средняя и старшая).
Другими словами, ИОМ предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в обучении или, наоборот, расширить или углубить знания, степень овладения навыком.
Например, при выявлении склонностей к математике, ИОМ может включать дополнительные занятия по предмету, или при сложностях в общении со сверстниками ребёнка можно как можно более часто подключать к групповым играм, начиная с работы в паре и постепенно увеличивая число участников.
При этом учитывается не только возраст ребёнка (что характерно для общей образовательной стратегии дошкольного учреждения), но и способности малыша, которые могут опережать или тормозиться в сравнении с общепринятыми стандартами.
Таким образом, ИОМ — это компенсация трудностей в обучении с учётом личностного потенциала ребёнка, которая позволяет проявить его интеллектуальные, эмоционально-волевые, деятельностные и нравственно-духовные особенности. Несмотря на то что конкретного «рецепта» составления индивидуальной стратегии нет, принципы, цели и задачи ИОМ оговариваются в таких документах, как
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- ФГОС ДО.
Для эффективной реализации ИОМ дети и взрослые должны быть позитивно настроены на совместную деятельность
цель ИОМ — создание подходящих условий в учреждении, занимающимся дошкольным образованием, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для роста авторитета и увеличения багажа знаний, умений и навыков.
Задачи личной образовательной стратегии следующие:
- формирование предметной среды для социального развития малыша (то есть обеспечение необходимой материально-технической базы для занятий, например, если ребёнок увлечён игрой в шахматы, то в игровой комнате, вместе со «стандартными» игрушками может быть шахматная доска специально для него);
- организация единой системы взаимодействия всех звеньев администрации, а также сотрудничество с родителями, направленное на социально-личностный рост ребёнка;
- совершенствование диалога с ребёнком на основе взаимоуважения и доверия;
- создание всех условий для воспитания позитивного отношения малыша к себе и окружающим людям, а также для развития коммуникативной компетентности ребёнка;
- формирование у малыша позитивного отношения к своей личности, а также воспитание осознания прав и свобод, касающихся актуальных для этого возраста понятий (выбор друзей, игрушек, право на личные вещи, а главное — право на собственное мнение).
Вышеперечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие ИОМ:
- заказ государства;
- запросы и потребности взрослых членов семьи, в частности, родителей;
- личностными способностями и уровнем потенциала конкретного ребёнка;
- материальной и технической оснащённостью, а также педагогическими кадрами учреждения дошкольного образования.
Данные факторы важны на всех уровнях взаимодействия: государство определяет общую стратегию и направленность развития образования (например, воспитание патриотизма, духовности), обеспечивает детские сады необходимыми материалами, родители выдвигают требования к уровню подготовленности детей, малыши реализуют и расширяют свои возможности, а замыкается круг опять-таки государством — оно «получает» личности, которые становятся достойными гражданами своей страны, заботящимися о её процветании.
Все эти аспекты создания ИОМ практически повторяют общую стратегию дошкольного образования, но с той разницей, что теперь индивидуализация, то есть ориентация на воспитание неповторимой личности, осуществляется не только в специально отведённые часы для тех или иных занятий или в отдельных видах деятельности, а проходит «красной нитью» через весь образовательный процесс.
Для кого и зачем создаётся
ИОМ особенно уместен при работе с одарёнными или отстающими детьми, которые предпочитают работать самостоятельно, а не в группе
Индивидуальная стратегия образования создаётся для детей
- отстающих в усвоении программы дошкольного учреждения;
- с психическими отклонениями, для детей с инвалидностью;
- с опережающим умственным развитием.
В целом же ИОМ разрабатывается для
- тренировки моторики (и мелкой, и крупной);
- формирования навыков гигиенического, нравственно-культурного, коммуникативного и социального свойства;
- деятельностной реализации потенциала ребёнка, затрагивающей манипулятивную (раскладывание лото, карточек и пр.), сенсорно-перцептивную (определение геометрических фигур по форме, фактуры материала по тактильным ощущениям и т.д.), предметно-практическую (применение детского набора для песочницы не только по назначению, но и для ухода за комнатными растениями) и игровую области развития;
- развития речевых способностей (выполняя различные задания, малыш должен комментировать свои действия);
- формирования правильных представлений о мире, окружающем нас;
- понимания сути понятий пространства и времени.
Как правило, ИОМ составляется на учебный год, но в некоторых случаях (например, если малыш не справился с проблемой или если дело касается одарённого ребёнка) стратегия может использоваться весь период обучения, корректировать нужно только методы и приёмы работы: так, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка.
Кто составляет и ведёт
Для выбора направления ИОМ не обойтись без проведения психологических тестов
Разработкой ИОМ занимается воспитатель, но — что имеет особое значение — делает он это ТОЛЬКО совместно с методистом и психологом, а также с учётом рекомендаций и комментариев
- родителей малыша;
- логопеда.
Заполняют карточку воспитатель, психолог (некоторые аспекты социально-коммуникативного развития) и логопед (ряд пунктов в речевом развитии). Разграничение аспектов наблюдения и работы проходит индивидуально, что связано с квалификацией работников дошкольного учреждения. Особенно это касается детских садов, где воспитатель также выполняет и функции логопеда.
То есть на практике создаётся папка с ИОМ, включающая психолого-педагогическую диагностику малыша, план реализации стратегии, перечень ожидаемых результатов, а также таблица или характеристика с подробностями выполнения каждой поставленной цели.
С периодичностью, установленной администрацией учреждения (исходя из целей конкретного ИОМ), родители знакомятся с ходом выполнения поставленных задач, после чего высказывают свои пожелания, задают вопросы касательно конкретной области образования.
В перспективе предполагается, что каждый малыш, выпускающийся из детского сада, будет предъявлять своё «досье» учителю начальных классов, который, продолжая начатую линию индивидуализации образования, будет формулировать следующие цели, задачи ИОМ и заниматься их реализацией уже на этапе обучения ребёнка в школе.
Что включает
При разработке ИОМ следует учитывать тот факт, что самой действенной формой взаимодействия с ребёнком-дошкольником является деятельность в виде упражнений или игр
Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Составляя ИОМ нужно учитывать не только увлечения ребёнка, но и его пол
Разработка индивидуальной стратегии происходит поэтапно.
- Стадия наблюдения. Целями этого этапа является выявление детей, испытывающих трудности, в результате наблюдатель заполняет таблицу.
- Стадия диагностики. Этот этап осуществляется вместе с детским психологом. С ребёнком выполняются тесты, позволяющие выявить причины возникновения тех или иных трудностей. Результатом работы становится таблица.
- Стадия конструирования. Целью этого этапа является собственно разработка ИОМ на основе выявленных сложностей и поводов их возникновения. Результат — готовая схема маршрута.
- Стадия реализации. С помощью разных методов происходит выполнение ИОМ. Среди универсальных способов достижения поставленной цели, например, при трудностях в социализации ребёнка, можно выделить такие:
- Стадия диагностики. Оценка результатов работы по ИОМ. Главный критерий — осталась проблема или её удалось устранить. В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий.
Примеры
ИОМ позволяет раскрыть потенциал каждого ребёнка и научить его сотрудничать с коллективом
Индивидуальные маршруты, как уже отмечалось, не имеют установленной схемы оформления, могут быть в виде таблицы или в виде текста — всё зависит от той трудности, на решение которой разработка направлена. Рассмотрим два варианта составления.
Пример №1
Трудности: невнимательна и рассеяна, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.
Испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.
Результаты действия маршрута: Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.
Пример №2
Возраст ребёнка: 4 лет 2 месяца
Пол: мужской
Проблема: слабые вычислительные навыки
Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка
Задача: развивать внимание, память, логическое мышление.
Периодичность занятий:2 раза в неделю
Длительность: 20 минут
Упражнения на занятиях:
- «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку
2.»Что изменилось? Какой цифры не стало?» Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда Провести игру «Назови соседа»
3.«Весёлый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путём прибавления цифры 1.
- Поставь машины в гараж Решение примеров путём присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру
- «Почтальон» Разнести письма — примеры по домам (решение примеров путём прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
- «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.
- Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д
- Поможем ёжику собрать грибы. Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка. Решение примеров в домашних условиях.
Структура индивидуального занятия:
- Организационный момент: минутка радости.
- Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.
- Основная работа: помоги, угадай, подскажи
— работа у магнитной доски;
— упражнения с раздаточным материалом;
— работа в тетради.
Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.
Оценка деятельности:
В результате планомерной и систематической работы с ребёнком, имеющим слабые вычислительные навыки, к концу годичного цикла занятий:закрепятся вычислительные навыки; повысится познавательный интерес к математике; активизируется мыслительная деятельность ребёнка, он свободно будет выполнять вычислительные упражнения в пределах первого десятка. Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.
Наталья Сертакова
http://www.maam.ru/detskijsad/individualnyi-obrazovatelnyi-marshrut-na-vospitanika.html
Индивидуальный маршрут образования — это эффективный способ найти подход к каждому ребёнку, заинтересовать его процессом обучения или решить задачи социализации, трудностей коммуникации.С помощью ИОМ можно также выстроить работу с одарёнными детьми.
В последующем образовании малыш будет более организованным, но, главное, он получит возможность выбора той деятельности, в которой он чувствует себя максимально компетентным.
- Наталья Василишин
- Распечатать
Источник: https://paidagogos.com/individualnyiy-obrazovatelnyiy-marshrut-doshkolnika-po-fgos.html
Журнал Педагог | Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
Фомина Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ “Родничок”
Населённый пункт: г.п. Междуреченский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
19.05.2017
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Родничок»
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
логопедической группы
…….
г.п. Междуреченский
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
ФИО ребенка :………
Дата рождения : …….
Фамилия имя отчество мамы, образование: …….
Фамилия имя отчество папы, образование: ……..
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 5 лет______________________________________________________
Цель ИОМ: Создание благоприятного климата для конструктивного общения ребенка, развитие коммуникативных умений , навыков и
сотрудничества и преодоления всех видов трудностей.
Задачи:
создать условия для совместной игровой деятельности ….. с другими детьми , повышать уровень коммуникативных умений ,
развивать
эмоционально-чувственную
и
волевую
сферу
ребенка;
оказать
помощь
родителям
детей,
имеющих
ограниченные
возможности здоровья.
Сформировать мотивацию достижения успеха. Научить …. понимать чувства других, оказывать поддержку и
сопереживать, оказать помощь в преодолении речевых нарушений
Количество занятий в неделю: 2 занятия_________________________________________________________________________
Форма проведения:
занятие, игровая деятельность, совместная деятельность,самостоятельная деятельность , беседы, наблюдения,
индивидуальная работа.____
Ожидаемый результат:
В результате планомерной и систематической работы с …., имеющей небольшие трудности в общении со
сверстниками и не совсем адекватную самооценку,а так же испытывающую речевые трудности, планируем повысить у ребенка
самооценку, волевые качества.
Развить у …. умение контролировать собственную речь , носящую активный характер.
Форма работы с родителями:консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________
Родитель ______________________________________________________________________________________________
Диагностика развития ребенка
Цель: – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно –
развивающего процесса и прогнозирования конечного результата.
….. поступила в группу компенсирующего вида «Колобок» для детей с нарушениями речи в сентябре 2016г. с заключением ПМПК:
общее недоразвитие речи.
Характеристика на ребенка
Физическое развитие
Девочка
физически развита. Движения скоординированы. …
девочка
активная , подвижная. Воспринимает показ как образец,
выполняет уверенно (общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения) . Соблюдает и
контролирует
правила в подвижных играх. Запас двигательной энергии …..
настолько велик, что она самостоятельно реализует потребность в
движении естественным путем – в подвижной игре. Движения скоординированы.
Соматическое здоровье.
Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный
Настроение у ….быстро меняется. Часто ищет похвалы, ласкового слова, но бывает обидчива.Не стремится к лидерству, радуетсяпобедам коллектива и своим собственным.
Задания и поручения взрослых выполняет охотно и старательно, ждет поощрения. Может занять себя; любит играть с куклами,
рисовать .Очень любит мягкие игрушки и имеет любимую.
На занятия идет охотно. В процессе работы активна, любит отвечать правильно ,ждет похвалы. Очень любит работу в тетради в
клеточку, справляется с заданиями по образцу. Графические навыки развиты достаточно.
При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию, сложностей в переключении от одного движения к другому
не испытывает. Ведущая рука – правая.
Артикуляционная моторика развита недостаточно. Непроизвольное внимание сформировано неполностью. Объем зрительного и
слухового внимания недостаточен.
Объем произвольного внимания также не совсем сформирован, распределяемость и переключаемость
внимания не нарушены.
устойчивость развита достаточно.
… знает и называет основные и оттеночные цвета. Называет все плоскостные фигуры.
Восприятие схемы тела, его частей сформировано.
Представление о последовательности частей суток, времен года сформировано не полностью . Воспроизводитс опорой на картинки.У ребенка недостаточно сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости
месяцами времен года.
Способность к запоминанию стихотворений сформирована в достаточной мере.
Наглядно
–
действенное
мышление
сформировано
недостаточно.
Наглядно
–
образное
мышление
на
среднем
уровне
сформированности.
Классифицирует и обобщает. Сюжетные картинки объединяет в сюжет, рассказ составляет.
Представления о количестве сформированы. Счет до 10. Счетные операции в пределах 10 на наглядном материале. Обратный счет
сформирован.
Словарный запас у Юли значительно расширен. Познавательная активность у Юли выше среднего.
Виды, причины трудностей и содержание коррекционной работы
Виды трудностей
Причины трудностей
коррекционной работы
Личностные:
Не вполне адекватное отношение к
себе: самооценка (я не смогу, у меня не
получится)
Тревожность,
неуверенность
в
своих
возможностях или способностях.
Беседы : «Что я умеею, чему я научусь». Папка «Наши
достижения».
Оформление
уголка
«Звезда
недели».
Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое
имя»
Игры:
«Я
умею»;
«Отгадай,
кто
какой»;
«Мое
будущее»; «Если бы я была звездой».
Рисование:
«Рисую
имя»;
«Мой
смешной
портрет»;
«Ладошка достижений»; «Цветок качеств»
Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок
(чтение и беседы, заучивание).
Речевые игры: «Договори предложение»; «На кого я
похожа».
Игровой массаж «Что? Где?»
Похвала,
поддержка.
Исключение
соревновательных
моментов ). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при
отсутствии
самокритичности):
«Угадай,
что
нравится
маме (друзьям)» Упражнение «Я не могу — я могу — я
сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»;
« В о л ш е б н ы е
о ч к и » ;
« П у т е ш е с т в и е
п о
картине».Тематическое
рисование
с
учетом
трудности
р е б е н к а .
М и м и ч е с к а я
з а р я д к а
( в ы р а ж е н и е
эмоциональных состояний). Использование междометий
с
различной
интонацией
(«ай»,
«ой»,
« у х » ) .
Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку».
Коммуникативные:
Небольшие трудности во
взаимодействии со сверстниками
Не совсем сформированна способность
понимать другого человека. (почему он
поступил так,а не иначе)
Трудовые
поручения
в
парах
(тройках,
команде).
Разработка системы поощрений «Самая дружная пара».
Ролевые
игры.
«Комплименты
другу».
Игры
и
хороводы с диалогами
Игры
на
формирование
адекватной
самооценки:
«Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу,
хочу, умею». «Скульпторы»;
Организация
взаимопроверки
выполнения
заданий.
Упражнение «Похвали за…». «Нарисуйте в паре с …»,
«Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря
Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты
похож
на…»;
«Спина
к
спине».
Тренинг
эмоций
с
использованием
фраз:
«Иди
сюда»;
«Не
мешай
мне»
(учить произносить фразы с разной интонацией: грубо,
ласково, обидно и т. д.)
Упражнение на установление причинно-следственных
связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел
играть, потому что…». Упражнение «Два друга».
Речевые:
Общее недоразвитие речи
Недостаточно
развит артикуляционный
ап п а р ат,
п с и х и ч е с к и е
п р о ц е с с ы :
внимание,
память,
мышление,
лексико-
грамматические
категории,
нарушение
звукопроизношения,
про содиче ская
сторона речи и эмоциональная сфера.
Речевые игры.
Формирование словаря: осуществлять
словарную
работу,
расширяя
и
уточняя
знания
об
окружающем;
обогащать
речь
существительными,
обозначающими предметы; наречиями, обозначающими
взаимоотношения
людей,
упражнять
в
подборе
существительных к прилагательному, слов со сходным
з н ач е н и е м ,
с
п р от и в о п ол ож н ы м
з н а ч е н и е м ;
Гр а м м ат и ч е с к и й
с т р о й
р еч и:
п р о д о л ж а т ь
совершенствовать
умение
согласовывать
слова
в
предложениях:
существительные
с
числительными
и
прилагательные с существительными;
учить
правильно
употреблять
существительные
множественного числа в именительном и винительном
падежах;
глаголы
в
повелительном
наклонении;
прилагательные
упражнять
в
употреблении
простых,
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Индивидуальный маршрут ребенка .
Месяц/день
Тематика
Цели.
Деятельность
воспитателя
(используемые
технологии, формы и
методы)
Индивидуальная
деятельность воспитателя и
воспитанника
Самостоятельная работа
Взаимодействие воспитанника с другими детьми
Взаимодействие
с
другими
специалистами
Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=5432